Preview

Медицина труда и промышленная экология

Расширенный поиск

Влияние нервно-эмоциональной напряжённости трудового процесса на организм педагогических и медицинских работников

https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-4-218-223

Аннотация

Введение. Воздействие высоких информационных и нервно-эмоциональных нагрузок на педагогических и медицинских работников способствуют формированию профессионального стресса, развитию производственно обусловленных заболеваний. Разработка профилактических программ в области здоровьесберегающего поведения достаточно актуальна в настоящее время и выявляет необходимость изучения особенностей трудовой деятельности работников педагогического труда и медицинской сферы.

Цель исследования — обосновать гигиенические и медико-профилактические программы для предупреждения развития перенапряжения и сохранения здоровья у педагогических и медицинских работников с разной напряжённостью труда.

Материалы и методы. Проведены комплексные физиолого-гигиенические исследования, дана гигиеническая оценка напряжённости трудового процесса и факторов производственной среды, анкетного опроса и результатов медицинских осмотров преподавателей и врачей-хирургов. Физиологические исследования направлены на исследование состояния сердечно-сосудистой системы с изучением особенностей реагирования на стрессовые нагрузки (регистрация ЭКГ на 12-канальный электрокардиограф и непрерывно с помощью холтеровского мониторирования, определение системного артериального давления).

Рассчитан суммарный риск фатальных сердечно-сосудистых осложнений по шкале SCORE. Статическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью статистических программы ЕрiInfo 3.5.2., Statistika 10, MicrosoftЕхсеl 2010.  

Результаты. Показано, что хронические заболевания имеют 85,7% преподавателей медицинских вузов, в структуре заболеваемости превалируют болезни системы кровообращения, частота которых увеличивается с возрастом. Результатами анкетного опроса установлены приоритетные поведенческие факторы риска у преподавателей. Определен высокий (от >5% до 10%) и очень высокий (>10%) абсолютный риск фатальных сердечно-сосудистых осложнений по шкале SCORE у преподавателей.

У врачей-хирургов изучение особенностей и степени адекватности реагирования сердечно-сосудистой системы на стрессовую нагрузку во время работы позволило выявить напряжение регуляторных механизмов системы кровообращения, что свидетельствует о снижении функциональных возможностей миокарда.

Выводы. Нервно-эмоциональная напряжённость труда является ведущим профессиональным фактором у педагогических работников высшего медицинского образования (2 допустимый, 3 класс вредности 1 степени) и врачей хирургов (класс 3.2) и определяет формирование функционального состояния нервно-психического напряжения.

Об авторах

И. А. Мишкич
ФГБОУ ВО «Северо-западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Минздрава России
Россия


Е. А. Баймаков
ФГБОУ ВО «Северо-западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Минздрава России
Россия


Ольга Игоревна Юшкова
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова»
Россия

Д-р мед. наук, проф., гл. науч. сотр. лаборатории физиологии труда и профилактической эргономики ФГБНУ «НИИ МТ».

e-mail: doktorolga@inbox.ru



А. В. Зайцева
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова»
Россия


Х. Т. Ониани
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова»
Россия


Список литературы

1. Измеров Н.Ф. Национальный проект «здоровье» - роль медицины труда. Медицина труда и промышленная экология. 2007; 12: 4-8.

2. Измеров Н.Ф. Здоровье трудоспособного населения России.Медицина труда и промышленная экология. 2005;11: 3-8.

3. Измеров Н.Ф., Бухтияров И.В., Денисов Э.И. Оценка профессиональных рисков для здоровья в системе доказательной медицины. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; 1: 14-20.

4. Бухтияров И.В., Юшкова О.И., Матюхин В.В. Кузьмина Л.П., Капустина А.В. Физиологические особенности формирования психоэмоционального перенапряжения у работников умственного труда и его профилактика Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. 2014; 100 (11): 1324-34.

5. Измеров Н.Ф., Бухтияров И.В., Прокопенко Л.В., Измерова Н.И., Кузьмина Л.П. Труд и здоровье. М.: Литтера; 2014; 215.

6. Водопьянова Н.Е.,Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практ. пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт; 2018; 343.

7. Полунина Н.В., Солтамакова Л.С. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у преподавателей гуманитарных высших учебных заведений. Вестник РГМУ. 2018; 5: 35-41.

8. Рыжов А.Я. Понятия «здоровье» и «профессиональное здоровье» применительно к категории преподавателей вуза (аналитический обзор). Вестник Тверского государственного университета. Серия: Биология и экология. 2009; 14: 38-48.

9. Рыжов А.Я. Психофизиологическая характеристика профессиональной деятельности преподавателей вуза. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2015; 2: 5-15.

10. Медик В.А., Осипов А.М. Университетское студенчество: Образ жизни и здоровье. М.: Логос; 2003.

11. Юрьев В.К., Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение. М.: «ГЭОТАР-Медиа»; 2014.

12. Рахманин Ю.А., Михайлова Р.И. Окружающая среда и здоровье: приоритеты профилактической медицины. Гигиена и санитария. 2014; 93(5): 5-10.

13. Матюхин В.В., Тарасова Л.А. Физиологическое обоснование норм напряжения организма при различных видах трудовой деятельности. Актуальные проблемы медицины труда. Сборник трудов НИИ МТ РАМН. Под ред. академика РАМН Н.Ф. Измерова. М.; 2001: 170-201.

14. Бухтияров И.В., Матюхин В.В., Рубцов М.Ю., Юшкова О.И. Методические аспекты психофизиологической оценки профессионального стресса при напряженном умственном труде. Вестник Тверского Государственного Университета. Серия: биология и экология. 2013; 31: 17-28.

15. Профессиональная патология: национальное руководство. под ред. Н.Ф. Измерова. М.: ГЕОТАР-Медиа; 2011.

16. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на границе нормы и патологии. М.: Медицина; 1979.

17. Харитонова И.В., Горнушкина Е.Ю., Николаев В.И., Овчинников Б.В Особенности реакции эндокринной и сердечно-сосудистой систем людей с различным типом темперамента на эмоциональный стресс. Физиология человека. 2000; 26(3): 1231-1250.

18. Кузьмина Л.П., Тарасов А.А., Хайбуллина А.З. Клинико-биохические изменения при воздействии производственных стресс-факторов у шахтёров-угольщиков. Медицина труда и промышленная экология. 2001; 8: 42-44.

19. Российская энциклопедия по медицине труда. Гл. редактор Н.Ф. Измеров. М.: ОАО Издательство «Медицина»; 2005.

20. Brundtland G.H. Mental heal in the 21st century. Bulletin of the World Health Organization 2000; 78: 411.

21. Akkaya V., Erk O., Demirel S.: Genetic predisposition to endothelial dysfunction in essential hypertension: a controlled study. J. Hypertens 2004: 22(Suppl. 2): 329.

22. International code of ethics for occupational health professionals. Singapore: International commission on occupational health; 1996.


Рецензия

Для цитирования:


Мишкич И.А., Баймаков Е.А., Юшкова О.И., Зайцева А.В., Ониани Х.Т. Влияние нервно-эмоциональной напряжённости трудового процесса на организм педагогических и медицинских работников. Медицина труда и промышленная экология. 2021;61(4):218-223. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-4-218-223

For citation:


Mishkich I.A., Baymakov E.A., Yushkova O.I., Zaytseva A.V., Oniani H.T. Influence of the nervous and emotional tension of the labor process on the body of pedagogical and medical workers. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2021;61(4):218-223. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-4-218-223

Просмотров: 599


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1026-9428 (Print)
ISSN 2618-8945 (Online)