Preview

Медицина труда и промышленная экология

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

О возможности применения труда женщин в профессии машиниста и помощника машиниста поезда

https://doi.org/10.31089/1026-9428-2020-60-11-778-781

Полный текст:

Аннотация

Введение. Представлены результаты анкетирования сотрудников железнодорожной отрасли и добровольцев различных профессий на тему их отношения к возможности трудоустройства женщин на должности машиниста и помощника машиниста локомотива.

Цель исследования - определение социально-психологических аспектов разрешения работы женщин в должности машиниста и помощника машиниста электропоезда среди работников различных профессий, в том числе и в железнодорожной отрасли.

Материалы и методы. анонимное онлайн-анкетирование, проведённое среди 112 человек: 60 женщин в возрасте 29,9±7,9 года (от 19 до 55 лет), и 52 мужчины в возрасте 29,6±8,4 года (от 15 до 53 лет).

Результаты. Выявлено неоднозначное отношение к перспективам разрешения труда женщин в должности машиниста и помощника машиниста электропоезда. Отмечены наиболее актуальные проблемы организационного характера, сопутствующие изменениям в трудовом законодательстве: отмена надбавок «за вредность», повышение пенсионного возраста, неудобства в домах отдыха, в некоторых случаях рассчитанных на мужчин. Отмечены и положительные перспективы этих изменений: возможность здоровой профессиональной конкуренции и появление новых областей профессионального роста для женщин, а также повышение престижа ОАО «РЖД» за счёт создания имиджа компании, предоставляющей кандидатам равные права вне зависимости от пола.

Заключение. Появление (хотя более верным было бы сказать «возвращение») женщин к работе в должности машиниста и помощника машиниста является не вынужденной мерой, как было в военное время, а результатом модернизации подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры, выводя на первый план оценку профессионально важных операторских качеств вне зависимости от пола кандидатов. Вместе с тем гендерные особенности нельзя не учитывать в социально-психологическом контексте - например, при комплектовании локомотивных бригад со смешанным составом или при формировании благоприятного психологического климата в локомотивном депо.

Об авторах

Анна Александровна Закревская
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда им. академика Н.Ф. Измерова»
Россия

Науч. сотр. лаб. физиологии труда и профилактической эргономики ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда им. академика Н.Ф. Измерова».

e-mail: sternwanderer@mail.ru



Е. В. Дмитриева
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда им. академика Н.Ф. Измерова»
Россия


Список литературы

1. Постановление Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации от 28.10.1996 № 32.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2000 года № 162.

3. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ.

4. Why women do not work in railway. Majorie van Leijen, 2017. https://www.railfreight.com/business/2017/10/17/why-women-do-not-work-in-railway/?gdpr=accept


Для цитирования:


Закревская А.А., Дмитриева Е.В. О возможности применения труда женщин в профессии машиниста и помощника машиниста поезда. Медицина труда и промышленная экология. 2020;60(11):778-781. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2020-60-11-778-781

For citation:


Zakrevskaya A.A., Dmitrieva E.V. About the possibility of women work in train driver and train driver assistant profession. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2020;60(11):778-781. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2020-60-11-778-781

Просмотров: 75


ISSN 1026-9428 (Print)
ISSN 2618-8945 (Online)