Исследование профессионального выгорания у работников умственного труда с учётом половозрастных особенностей
https://doi.org/10.31089/1026-9428-2023-63-10-657-663
EDN: dyraww
Аннотация
Введение. Дезадаптивные психические состояния представляют угрозу как для персонального здоровья работника, так и для стабильности организации. Для работников умственного труда характерны состояния депрессии, умственного и хронического утомления, профессионального стресса и выгорания. При этом выгорание является одним из наиболее опасных состояний, особенно в начале своего развития — работник, как правило, не осознает его симптомов. Важно вовремя идентифицировать подобные проявления и правильно организовать систему поддержки работников. Особое внимание следует уделять определению факторов, способствующих развитию синдрома выгорания в различных половозрастных профессиональных группах с учётом индивидуально-психологических особенностей.
Цель исследования — исследование выгорания и его предикторов у работников умственного труда с учётом их половозрастных особенностей и класса условий труда по напряжённости трудового процесса.
Материалы и методы. Исследование дезадаптивных психических состояний и условий труда работников умственного труда по показателям напряжённости трудового процесса проведено в онлайн-формате и включало в себя комплекс гигиенических и психологических методов. В исследовании приняли участие 468 работников в возрасте 20–59 лет: 133 мужчины (42,1±9,7 года) и 335 женщин (39,3±8,7 года). Выполнена гигиеническая оценка фактора напряжённости труда по Руководству Р 2.2.2006-05. Использованы методики «степень хронического утомления», опросник для оценки острого умственного утомления, опросник трудового стресса; опросник выгорания Маслач с последующим подсчётом интегрального индекса выгорания по формуле НИПНИ им. Бехтерева; шкала депрессии Бека. Проведено сравнение исследуемых показателей в зависимости от пола, возрастной группы, класса условий труда по напряжённости трудового процесса и рассчитана линейная регрессионная модель для показателя «интегральный индекс выгорания».
Результаты. Выделено 13 профессиональных групп работников умственного труда с различными классами условий труда по напряжённости трудового процесса, для которых определены ведущие трудовые стрессоры. Выявлены статистически значимые различия в исследуемых показателях в зависимости от пола, возрастной группы и класса условий труда по напряжённости трудового процесса. Выявлены значимые предикторы для показателя «интегральный индекс выгорания»: возраст (β=–0,160, р=0,013), острое умственное утомление (β=0,432, р=0,000), депрессия (β=0,403, р=0,000), второй (β=0,343, р=0,020) и третий (β=0,432, р=0,000) по величине стрессоры (скорректированный R2=0,698).
Заключение. Обеспечение трудового долголетия работников умственного труда должно основываться на сохранении их психоэмоционального здоровья, которое требует особого подхода к профилактике дезадаптивных психических состояний. При разработке профилактических мероприятий следует учитывать, в первую очередь, возрастные особенности работника и класс условий труда по напряжённости трудового процесса, оценённый по Руководству Р 2.2.2006-05, а также пол работника, уровень депрессии и умственного утомления, ведущие трудовые стрессоры. В целях предотвращения выгорания следует в большей степени ориентироваться на ситуационные и организационные факторы, чем на индивидуальные.
Этика. Исследование проводилось в соответствии с Хельсинкской декларацией и одобрено Локальным этическим комитетом ФГБНУ «НИИ МТ», протокол № 4 от 14.04.2021 г.
Участие авторов:
Меркулова А.Г. — концепция и дизайн исследования, обработка материала, написание и редактирование текста;
Калинина С.А. — обработка материала, написание текста, редактирование;
Закревская А.А. — обработка материала, написание текста, редактирование;
Дмитриева Е.В. — обработка материала, написание текста, редактирование;
Форверц А.Ю. — сбор и обработка материала, написание текста.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы статьи сообщают об отсутствии конфликта интересов.
Дата поступления: 29.08.2023 / Дата принятия к печати: 07.09.2023 / Дата публикации: 05.11.2023
Об авторах
Анастасия Г. МеркуловаРоссия
Светлана Александровна Калинина
Россия
Ст. науч. сотр. лаборатории физиологии труда и профилактической эргономики ФГБНУ «НИИ МТ», канд. биол. наук.
e-mail: kalininas.a.82@mail.ru
Екатерина В. Дмитриева
Россия
Анна А. Закревская
Россия
Анна Ю. Форверц
Россия
Список литературы
1. Evans-Lacko S., Knapp M. Is manager support related to workplace productivity for people with depression: a secondary analysis of a cross-sectional survey from 15 countries. BMJ Open. 2018; 8(6), e021795. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2018-021795
2. Rasool S.F., Maqbool R., Samma M., Zhao Y., Anjum A. Positioning depression as a critical factor in creating a toxic workplace environment for diminishing worker productivity. Sustainability. 2019; 11(9): 2589. https://doi.org/10.3390/su11092589
3. Johnston D.A., Harvey S.B., Glozier N., Calvo R.A., Christensen H., Deady M. The relationship between depression symptoms, absenteeism and presenteeism. Journal of affective disorders. 2019; 256: 536–40. https://doi.org/10.1016/j.jad.2019.06.041
4. McTernan W.P., Dollard M.F., LaMontagne A.D. Depression in the workplace: An economic cost analysis of depression-related productivity loss attributable to job strain and bullying. Work & Stress. 2013; 27(4): 321–38. https://doi.org/10.1080/02678373.2013.846948
5. Величковский Б.Б. Когнитивные эффекты умственного утомления. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019; 1: 108-22. https://doi.org/10.11621/vsp.2019.01.108
6. Tran Y., Craig A., Craig R., Chai R., Nguyen H. The influence of mental fatigue on brain activity: Evidence from a systematic review with meta‐analyses. Psychophysiology. 2020; 57(5): e13554. https://doi.org/10.1111/psyp.13554
7. Родина О.Н. Личностные деформации при развитии состояния хронического утомления. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019; 1: 123–40. https://doi.org/10.11621/vsp.2019.01.123
8. Edú-Valsania S., Laguía A., Moriano J. A. Burnout: A review of theory and measurement. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022; 19(3): 1780. https://doi.org/10.3390/ijerph19031780
9. Горблянский Ю.Ю., Понамарева О.П., Конторович Е.П., Волынская Е.И. Современные представления о профессиональном выгорании в медицине труда. Мед. труда и пром. экол. 2020; 60(4): 244–9. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2020-60-4-244-249
10. Rakovec-Felser Z. Professional burnout as the state and process–what to do? Collegium antropologicum. 2011; 35(2): 577–585.
11. Бухтияров И.В., Рубцов М.Ю. Профессиональное выгорание, его проявления и критерии оценки. Аналитический обзор. Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова. 2014; 9(2): 106–11.
12. Molina-Praena J., Ramirez-Baena L., Gómez-Urquiza J.L., Cañadas G.R., De la Fuente E.I., Cañadas-De la Fuente G.A. Levels of burnout and risk factors in medical area nurses: A meta-analytic study. International journal of environmental research and public health. 2018; 15(12): 2800. https://doi.org/10.3390/ijerph15122800
13. Low Z.X., Yeo K.A., Sharma V.K., Leung G.K., McIntyre R.S., Guerrero A. et al. Prevalence of burnout in medical and surgical residents: a meta-analysis. International journal of environmental research and public health. 2019; 16(9): 1479. https://doi.org/10.3390/ijerph16091479
14. Garcia-Arroyo J.A., Osca Segovia A., Peiró J.M. Meta-analytical review of teacher burnout across 36 societies: The role of national learning assessments and gender egalitarianism. Psychology & health. 2019; 34(6): 733–53. https://doi.org/10.1080/08870446.2019.1568013
15. Влах Н.И., Данилов И.П., Гугушвили М.А., Логунова Т.Д. Специфика синдрома эмоционального выгорания у представителей «помогающих профессий». Мед. труда и пром. экол. 2021; 61(8): 503–9. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-8-503-509
16. Сорокин Г.А., Гребеньков С.В., Суслов В.Л. Хроническая усталость и профессиональное выгорание медицинских работников. Мед. труда и пром. экол. 2017; 9; 175–6.
17. Гончаревич Н.А. Профессиональное выгорание специалистов социономических профессий. В кн.: Современные вызовы и психологические ресурсы. Ульяновск: издательство «Зебра»; 2021; 49–70.
18. Свистунов А.А., Осадчук М.А., Миронова Е.Д. Выгорание как профессиональная проблема современного здравоохранения. Consilium Medicum. 2019; 21(12). 101–5. https://doi.org/10.26442/20751753.2019.12.190665
19. Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда: руководство. М.; 2005.
20. Ухтомский А.А. Учение о доминанте. Л.: Изд-во ЛГУ; 1950.
Рецензия
Для цитирования:
Меркулова А.Г., Калинина С.А., Дмитриева Е.В., Закревская А.А., Форверц А.Ю. Исследование профессионального выгорания у работников умственного труда с учётом половозрастных особенностей. Медицина труда и промышленная экология. 2023;63(10):657-663. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2023-63-10-657-663. EDN: dyraww
For citation:
Merkulova A.G., Kalinina S.A., Dmitrieva E.V., Zakrevskaya A.A., Forverts A.Yu. The study of professional burnout in knowledge workers, taking into account gender and age characteristics. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2023;63(10):657-663. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2023-63-10-657-663. EDN: dyraww