

Ошибки профессиональной деятельности операторов транспортных систем в условиях высокой информационной нагрузки
https://doi.org/10.31089/1026-9428-2023-63-8-545-550
EDN: khfoia
Аннотация
Введение. Обеспечение безопасности движения на сети железных дорог предполагает разработку комплексных прогностических моделей, учитывающих как состояние техники, так и влияние «человеческого фактора» с целью минимизации риска ошибочных действий и предотвращения аварийных ситуаций.
Цель исследования — изучение ошибок операторов железнодорожного транспорта (на примере работников локомотивных бригад).
Материалы и методы. Исследование проводилось на основе анализа базы данных об ошибочных действиях работников локомотивных бригад (2020–2021 гг.), представленных Научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (согласно договору о совместном научном сотрудничестве между НИИ «МТ» и ВНИИЖТ).
Результаты. В базе данных были зафиксированы 104 515 случаев, отнесённых к 291 типу ошибочных действий, имеющих качественные отличия, которые отражали степень риска для безопасности поездного движения. Наиболее распространённые категории нарушений относились к ведению поездной документации, ошибкам в управлении локомотивом, несоблюдению скоростного режима, отключению локомотивных устройств безопасности, превышению скорости, нарушениям в управлении тормозами, нарушениям регламента переговоров, проезду запрещающего сигнала.
В отношении работников, допустивших нарушения, выявлены наиболее распространённые дисциплинарные взыскания (разбор случая на технических занятиях, лишение работника премии в размере 25, 50 и 100%). В ряде случаев в депо к одному работнику применяли несколько различных дисциплинарных взысканий за одно и то же нарушение.
Ограничения исследования. Невозможность получить доступ к протоколам психофизиологического обследования работников локомотивных бригад.
Заключение. Полученные научные результаты позволяют утверждать, что продуктивность и безопасность деятельности оператора соотносится с уровнем профессиональной подготовки и механизмами его включения в деятельность. Перспективы дальнейшего исследования проблемы обеспечения безопасности деятельности работников локомотивных бригад заключаются в детальном изучении сочетанного действия факторов рабочей среды и трудового процесса в условиях возрастающей напряжённости труда, увеличения скоростей и объёмов железнодорожных перевозок. Необходимо изучить соотношение и роль таких показателей, как надёжность, профессиональная пригодность и готовность работника к выполнению функциональных обязанностей при возникновении нештатной ситуации.
Этика. Исследование реализовывалось на основе документов, представленных компанией ОАО «РЖД». Документы содержали количество и типологию ошибок работников локомотивных бригад, совершённых в период 2020–2021 гг. Исследование проводилось в соответствии с этическими принципами анонимности, конфиденциальности, соблюдением прав субъекта исследования, принципами научности и беспристрастности.
Участие авторов:
Богданова В.Е. — написание текста, редактирование;
Закревская А.А. — обработка данных;
Сериков В.В. — концепция исследования.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Дата поступления: 24.04.2023 / Дата принятия к печати: 03.05.2023 / Дата публикации: 05.09.2023
Об авторах
Валентина Е. БогдановаРоссия
Анна А. Закревская
Россия
Василий Васильевич Сериков
Россия
Нач. лаб. физиологии труда и профилактической эргономики ФГБНУ «НИИ МТ», канд. псих. наук.
e-mail: vasiliy_serikov@mail.ru
Список литературы
1. Обознов А.А., Акимова А.Ю. Доверие-недоверие и сверхдоверие-сверхнедоверие автоматике в операторской деятельности. Автоматизация в промышленности. 2022; 2: 4–9. https://doi.org/10.25728/avtprom.2022.02.01 https://elibrary.ru/nfueva
2. Иващенко Г.И. История развития исследований трудовой деятельности на железной дороге, связанных с человеческим фактором. В cб.: Материалы международной научно-практической конференции. Оренбург, 14 апр. 2021 г. Стерлитамак, 2021: 87–91. https://elibrary.ru/xjaapv
3. Макарова О.А. Безопасность профессиональной деятельности оператора. Заметки учёного. 2021; 9–2: 87–92. https://elibrary.ru/mjglnf
4. Коршун Е.А. Роль человеческого фактора в повышении безопасности труда на железнодорожном транспорте. В cб.: Сборник материалов II международной школы-конференции, Москва, 15–16 дек. 2021 г. Москва; 2022: 123–129. https://elibrary.ru/tsmdpd
5. Костин А.Н. Гибкое изменение степени автоматизации как средство распределения функций между человеком и автоматикой. Организационная психология и психология труда. 2018; 3(3): 218–232. https://elibrary.ru/yatmxj
6. Пекарь Е.В. История изучения ошибки как единицы психологического анализа профессиональной деятельности. Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2021; 4(58): 180–202. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2021.58.4.10 https://elibrary.ru/vsuqhy
7. Рытов М.Ю. Теоретико-прикладные вопросы отбора и подготовки операторов человеко-машинных комплексов в отечественной эргономике. Эргодизайн. 2020; 4(10): 203–223. https://doi.org/10.30987/2658-4026-2020-4-203-223. https://elibrary.ru/anfpfq
8. Прасолов В.С. Формализация ошибок операторской деятельности. StudNet. 2020; 3(9): 1176–118. https://doi.org/10.24411/2658-4964-2020-10242 https://elibrary.ru/rjtcxb
9. Сафонов А.А. Психофизиологические причины ошибочных действий летного состава. В cб.: Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2018; 12: 219–222. https://elibrary.ru/uulofe
10. Замышляев А.М. Предпосылки для создания цифровой системы управления безопасностью движения. Надёжность. 2019; 19(4): 45–52. https://doi.org/10.21683/1729-2646-2019-19-4-45-52
11. Стрелков Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М.: Российское Психологическое Общество; 1999.
12. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. Х.: Гуманитарный центр; 2007.
13. Сафин А.М. Феномен ошибки в структуре человеческой деятельности. Учёные записки Казанского университета. 2013; 155(1): 157–162. https://elibrary.ru/qbhesx
14. Справочник по безопасности дорожного движения. М. РОСАВТОДОР; 2010. https://clck.ru/34kJij
15. Троицкая А.В. Профессиональная подготовка будущих сотрудников ОВД в процессе обучения в образовательных учреждениях МВД России. Вестник Московского университета МВД России. 2019; 5: 43–46. https://elibrary.ru/ohkxsh
16. Управление скоростью — руководство по безопасности дорожного движения для руководителей и специалистов. Глобальное партнёрство по безопасности дорожного движения. Женева; 2008. https://apps.who.int/iris/handle/10665/112504
17. Блинова Ю.С. Психологические критерии профессиональной надёжности водителя. Сборник статей VIII Ежегодной научной конференции аспирантов "МГОТУ", 17 мая 2018 г. Королев: 91–100. https://elibrary.ru/lxpltf
18. Васильева Н.В. Анализ взаимосвязи эргономических параметров и профессионального стресса в операторской деятельности. В сб.: Материалы Молодежной программы 26-й Международной специализированной выставки и Форума, 06–09 дек. 2022 г. М.; 2023: 143–140. https://elibrary.ru/aobsai
19. Котлярова Л.Н. Психофизиологические возможности человека-оператора в экстремальных условиях деятельности. Личность в экстремальных и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2019; 9: 22–28. https://elibrary.ru/gxsrhg
20. Elliott B. Road Safety Mass Media Campaigns: A Meta Analysis. Canberra: Federal Office of Road Safety. 1993. https://worldcat.org/title/29392114
21. Global status report on road safety 2015. World Health Organization. Geneva; 2015. https://apps.who.int/iris/handle/10665/189242
22. Xia M., Li X., Jiang F., Wang S. Cause analysis and countermeasures of locomotive runaway accident based on fault tree analysis method. Procedia Engineering. 2012; 45: 38–42. https://doi.org/10.1016/j.proeng.2012.08.117
23. Актуальные вопросы психофизиологического обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте. Под ред. В.В. Серикова, В.Я. Колягина. М.: Издательские решения; 2017. https://elibrary.ru/heqlat
Рецензия
Для цитирования:
Богданова В.Е., Закревская А.А., Сериков В.В. Ошибки профессиональной деятельности операторов транспортных систем в условиях высокой информационной нагрузки. Медицина труда и промышленная экология. 2023;63(8):545-550. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2023-63-8-545-550. EDN: khfoia
For citation:
Bogdanova V.E., Zakrevskaia A.A., Serikov V.V. Errors of professional activity of transport system operators in conditions of high information load. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2023;63(8):545-550. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2023-63-8-545-550. EDN: khfoia