Анализ феномена «смещения внимания» как маркера психоэмоционального напряжения
https://doi.org/10.31089/1026-9428-2022-62-4-247-253
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Соблюдение принципов гигиены умственного труда является приоритетной задачей при обучении детей и подростков. Представлены результаты анализа психофизиологических исследований, по большей части зарубежных авторов, посвящённых проблеме биомаркеров психоэмоционального напряжения (тревожности, агрессии). Рассматривается феномен смещений внимания (attention biases, attention shifts), а также поведенческого торможения. Проанализирована роль биоэлектрической асимметрии фронтальных зон мозга, миндалевидного тела и префронтальной коры. Показана роль двух базовых мотивационных систем приближения/достижения («approach system») и избегания/отстранения («withdrawal system»). Применение адекватных психофизиологических тестов, таких как: проба с точкой (dot-probe tasks), заданий на смещение внимания (attention shifting tasks), задач временного порядка (temporal order judgment tasks), задач на зрительный поиск (visual search) позволяет наилучшим образом выявлять смещения внимания и наблюдать за изменениями биоэлектрической активности мозга. Показано, что асимметрия ЭЭГ фронтальных зон мозга; соотношения медленных волн ЭЭГ к быстрым (theta/beta ratio; delta/beta ratio); изменения параметров компонентов вызванных потенциалов Р1, N1, N2 и позднего позитивного потенциала (LPP) при смещениях внимания можно рассматривать как маркеры психоэмоционального напряжения. Понимание механизмов смещения внимания к угрожающей информации у тревожных детей и подростков необходимо учитывать при профилактике психического здоровья и для создания корректирующих методов тренировки системы внимания на информацию с противоположным мотивирующим значением, позволяющим в дальнейшем осуществлять адаптивное поведение.
Участие авторов:
Астащенко А.П. — концепция и дизайн исследования;
Губина О.И. — концепция и дизайн исследования, сбор и обработка данных;
Попов М.В. — сбор и обработка данных, написание и редактирование текста;
Ященко И.Н. — написание и редактирование текста;
Сазонова О.В. — концепция и дизайн исследования;
Гаврюшин М.Ю. — написание и редактирование текста.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Дата поступления: 11.04.2022 / Дата принятия к печати: 15.04.2022 / Дата публикации: 25.05.2022
Об авторах
Анжела Павловна АстащенкоРоссия
Доцент кафедры нормальной физиологии, ФГБОУ ВО «ВГМУ им. Н.Н. Бурденко», канд. биол. наук.
e-mail: cercea1@rambler.ru
О. И. Губина
Россия
М. В. Попов
Россия
И. Н. Ященко
Россия
О. В. Сазонова
Россия
М. Ю. Гаврюшин
Россия
Список литературы
1. Коленчукова О.А., Долгушина Е.Н., Рюпина А.А., Кратасюк В.А., Медведева Н.Н. Антиоксидантный статус как маркер здоровья студентов в период интенсивной умственной нагрузки. Гигиена и санитария. 2018; 4: 332-6.
2. Бухтияров И.В., Денисов Э.И., Жовнерчук Е.В., Сериков В.В., Хатин Д.Е., Московенко А.В. Психическое здоровье, связанное с трудом: современное состояние проблемы (обзор литературы). Гигиена и санитария. 2021; 100(11): 1236-43. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-11-1236-1243
3. Ушаков И.Б., Мелихова Е.П., Либина И.И., Губина О.И. Гигиенические и психофизиологические особенности формирования здоровья студентов медицинского вуза. Гигиена и санитария. 2018; 97(8): 756-61. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2018-97-8-756-761
4. Шуваев В.Т., Суворов Н.Ф. Базальные ганглии и поведение. СПб.: Наука; 2001.
5. Haller S.P.W., Doherty B.R., Duta M., Cohen K., Kadosh J.Y.F., Scerif L., Gaia. Attention allocation and social worries predict interpretations of peer-related social cues in adolescents. Cognitive Neuroscience. 2017; 25: 105-12.
6. Xiaocong Z., Yunying Dong, Renlai Zhou. Examination Stress Results in Attentional Bias and Altered Neural Reactivity in Test-Anxious Individuals. Neural Plasticity. 2018; Website https://doi.org/10.1155/2018/3281040
7. Miller N.V., Johnston C. Social threat attentional bias in childhood: Relations to aggression and hostile intent attributions. Aggressive Behavior. 2019; 45(3): 245-54.
8. Yu F., Guo Y.Y. On the relationship between attentional bias and attribution bias of aggressors. Advances in Psychological Science. 2009; 17(4): 821-8.
9. Platt B., Murphy S.E., Lau J.Y.F. The association between negative attention biases and symptoms of depression in a community sample of adolescents. PeerJ. 2015; 3: e1372. https://doi.org/10.7717/peerj.1372
10. Trapp W., Kalzendorf C., Baum C., Hajak G., Lautenbacher S. Attentional biases in patients suffering from unipolar depression: results of a dot probe task investigation. Psychiatry Research. 2018; 261: 325-31.
11. Cisler J.M., Koster E.H.W. Mechanisms of attentional biases towards threat in anxiety disorders: An integrative review. Clinical Psychology Review. 2010; 30: 203-16.
12. White L.K., Degnan K.A., Henderson H.A., Perez-Edgar K., Walker O.L., Shechner T., Leibenluft E., Bar-Haim Y., Pine D.S., Fox N.A. Developmental relations among behavioral inhibition, anxiety, and attention biases to threat and positive information. Child Development. 2017; 88(1): 141-55.
13. Vannestea S., Verplaetseb J., Hiela A.V., Braeckman J. Attention bias toward noncooperative people. A dot probe classification study in cheating detection. Evolution and human behavior. 2007; 28: 272-6.
14. Smith P., Waterman M. Processing bias for aggression words in forensic and nonforensic samples. Cognition and emotion. 2003; 17: 681-701. https://doi.org/10.1080/02699930302281
15. Smith P., Waterman M. Role of experience in processing bias for aggressive words in forensic and non-forensic populations. Aggressive behavior. 2004; 30: 105-122. https://doi.org/10.1002/ab.20001
16. Zhang Ke., Zhang Dajun. Attentional bias on different emotional valence information: among college students with different implicit aggression. Canadian social science. 2015; 11(8): 73-9.
17. Staller M.S., Zaiser B., Körner S., Cole.J.C. Threat-related attentional biases in police officers and martial artists: investigating potential differences using the e-Stroop and dot probe task. Sage Open. 2017; 7(2): 1-17.
18. Field A.P., Lester K.J. Is there room for development in developmental models of information processing biases to threat in children and adolescents? Clinical child family psychology review. 2010; 13(4): 315-332. https://doi.org/10.1007/s10567-010-0078-8
19. Morales S., Fu X., Perez-Edgar K.E. A developmental neuroscience perspective on affect-biased attention. Developmental cognitive neuroscience. 2016; 21: 26-41.
20. Rooijen R., Ploeger A., Kret M.E. The dot-probe task to measure emotional attention: A suitable measure in comparative studies? Psychonmic bullrtin review. 2017; 24(6): 1686-1717. https://doi.org/10.3758/s13423-016-1224-1
21. Franklin Z.C., Holmes P.S., Fowler N.E. Eye gaze markers indicate visual attention to threatening images in individuals with chronic back pain. Journal of clinical medicine. 2019; 8(1): 31. https://doi.org/10.3390/jcm8010031
22. Князев Г.Г., Савостьянов А.Н., Левин Е.А., Слободской-Плюснин Я.Ю., Бочаров А.В. Энцефалографические корреляты тревожности. Бюллетень Сибирского Отделения Российской Академии Медицинских Наук. 2009; 1(135): 74-80.
23. Русалова М.Н. Амплитуда альфа-ритма как показатель устойчивости мысленного воспроизведения эмоциональных образов по памяти. Асимметрия. 2015; 9(4): 4-17.
24. Harrewijn A., Van der Molen M.J.W., Westenberg P.M. Putative EEG measures of social anxiety: Comparing frontal alpha asymmetry and delta-beta cross-frequency correlation. Cognitive, Affective and Behavioral Neuroscience. 2016; 16: 1086-98.
25. Cole C., Zapp D.J., Nelson S.K., Perez-Edgar K. Speech Presentation Cues Moderate Frontal EEG Asymmetry in Socially Withdrawn Young Adults. Brain Cognition. 2012; 78(2): 156-62.
26. Perez-Edgar K., Kujawa A., Nelson S.K., Cole C., Zapp D.J. The relation between electroencephalogram asymmetry and attention biases to threat at baseline and under stress. Brain Cognition. 2013; 82(3): 337-43.
27. Putman P., Peer J., Maimari I., Werff S. EEG theta/beta ratio in relation to fear-modulated response-inhibition, attentional control, and affective traits. Biological Psychology. 2010; 83: 73-78.
28. Son D., Doe W., Band G., Putman P. EEG theta/beta ratio neurofeedback training in healthy females. Applied Psychophysiology and Biofeedback. 2020; 45(3); 195-210.
29. Eldar S., Yankelevitch R., Lamy D., Bar-Haim Y. Enhanced neural reactivity and selective attention to threat in anxiety. Biological Psychology. 2010; 85(2): 252-7.
30. Rossignol M., Campanella S., Bissot C., Philippot P. Fear of negative evaluation and attentional bias for facial expressions: an event-related study. Brain and Cognition. 2013; 82(3): 344-52.
31. Davidson R.J., The neural circuitry of emotion and affective style: prefrontal cortex and amygdala contributions. Social Science Information. 2001; 40(1): 11-37.
32. Weber M.A., Morrow K.A., Rizer W.S., Kangas K.J., Carlson J. Sustained, not habituated, activity in the human amygdala: A pilot fMRI dot-probe study of attentional bias to fearful faces. Cogent Psychology. 2016; 3(1). https://doi.org/10.1080/23311908.2016.1259881
33. Xiaoxue Fu, Bradley C. Taber-Thomas, Koraly Perez-Edgar. Frontolimbic functioning during threat-related attention: Relations to early behavioral inhibition and anxiety in children. Biological Psychology. 2017; 122: 98-109.
34. Афтанас Л.И., Павлов С.В. Особенности межполушарного распределения спектров мощности ЭЭГ у высокотревожных индивидуумов в эмоционально-нейтральных условиях и при отрацательной эмоциональной активации. Журнал высшей нервной деятельности. 2005; 55(3): 322-28.
35. Davidson R.J., Ekman P., Saron C.D., Senulis J.A., Friesen W.V. Approach-withdrawal and cerebral asymmetry: emotional expression and brain physiology. Journal of personality and social psychology. 1990; 58(2): 330-41.
36. Adolph D., Glischinski M., Wannemüller A., Margraf J. The influence of frontal alpha-asymmetry on the processing of approach and withdrawal-related stimuli. A multichannel psychophysiology study. Psychophysiology. 2017; 54(9): 1295-310.
37. Fox N.A., Henderson H.A., Marshall P.J., Nichols K.E., Ghera M.M. Behavioral inhibition: linking biology and behavior within a developmental framework. Annual Review of Psychology. 2005; 56(1): 235-62.
38. Fox N.A., Russo R., Bowles R., Dutto K. Do threatening stimuli draw or hold visual attention in subclinical anxiety? Journal of experimental psychology: general. 2001; 130(4): 681-700.
39. Астащенко А.П., Горбатенко Н.П., Дорохов Е.В., Варварова С.И., Зяблова П.В. Влияние тревожности, связанной с экзаменационным стрессом, на смещение зрительного внимания и электрическую активность фронтальных зон мозга. Ульяновский медико-биологический журнал. 2020; 2: 100-11. https://doi.org/10.34014/2227-1848-2020-2-100-111
40. Musa C.Z., Lepine J.P. Cognitive aspects of social phobia: a review of theories and experimental research. European Psychiatry. 2000; 15(1): 59-66.
41. Shechner T., Rimon-Chakir A., Britton J.C., Lotan D., Apter A., Bliese P.D., Pine D.S., Bar-Haim Y. Attention bias modification treatment augmenting effects on cognitive behavioral therapy in children with anxiety: randomized controlled trial. Journal of the American Academy of Child and Adolescent. 2014; 53(1): 61-71.
42. Ушаков И.Б., Попов В.И., Петрова Т.Н., Есауленко И.Э. Изучение здоровья студентов как результат взаимодействия медико-биологических, экологических и социально-гигиенических факторов риска. Медицина труда и промышленная экология. 2017; 4: 33-6.
43. Евдокимов В.И., Губина О.И., Попов В.И, Бочаров В.В., Тупицын Ю.Я., Жук С.П. Методика оценки психического здоровья и показатели адаптации студентов ВГМА. Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2005; 4(4): 457-60.
44. Schoth D.E., Georgallis T., Liossi C. Attentional bias modification in people with chronic pain: a proof of concept study. Cognitive behavior therapy. 2013; 2(3): 233-43. https://doi.org/10.1080/16506073.2013.777105
45. Sharpe L., Ianiello M., Dear B.F. , Perry K., Refshauge K., Nicholas M.K. Is there a potential role for attention bias modification in pain patients? Results of 2 randomised, controlled trials. Pain. 2012; 153(3): 722-31. https://doi.org/10.1016/j.pain.2011.12.014
Рецензия
Для цитирования:
Астащенко А.П., Губина О.И., Попов М.В., Ященко И.Н., Сазонова О.В., Гаврюшин М.Ю. Анализ феномена «смещения внимания» как маркера психоэмоционального напряжения. Медицина труда и промышленная экология. 2022;62(4):247-253. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2022-62-4-247-253
For citation:
Astashchenko A.P., Gubina O.I., Popov M.V., Yashchenko I.N., Sazonova O.V., Gavryushin M.J. Analysis of the phenomenon of "attention shift" as a marker of psycho-emotional stress. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2022;62(4):247-253. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2022-62-4-247-253
ISSN 2618-8945 (Online)