Preview

Медицина труда и промышленная экология

Расширенный поиск

Оптимизация режимов труда и отдыха членов лётных экипажей с целью повышения безопасности полётов в гражданской авиации

https://doi.org/10.31089/1026-9428-2022-62-3-193-200

Аннотация

Введение. Проведён анализ режимов труда и отдыха (РТО) по данным анкетирования 667 пилотов и результатам расследований 83 авиационных происшествий (АП), произошедших в РФ с тяжёлыми воздушными судами (ВС) массой более 5700 кг за период 2010-2021 гг. Рассмотрены также данные официальной статистики за период с 2005 по сентябрь 2021 г. Полученные результаты свидетельствуют о фактах несоблюдения РТО, которые могут быть одной из причин возникновения АП. В связи с этим актуальным является оптимизация РТО с целью повышения безопасности полётов в гражданской авиации и организация их более строгого контроля.

Цель исследования — оценка влияния фактического соблюдения РТО членов экипажей ВС гражданской авиации (ГА) на возникновение АП и разработка предложений по их оптимизации и контролю.

Материалы и методы. Соблюдение РТО изучались по результатам 667 онлайн анкет, разработанных на основании рекомендаций Международной организации гражданской авиации (ИКАО) по внедрению в авиакомпаниях системы управления рисками, связанными с утомляемостью пилотов и данным 83 авиационных происшествий (АП) за период с 2010 по 2020 гг., представленных в отчётах Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по результатам расследования причин их возникновения. При оценке актуальности темы рассмотрены данные официальной статистики.

Результаты. Данные исследования свидетельствуют о том, что в 18% случаев одной из основных причин возникновения АП являлось несоблюдение РТО. Среди причин АП важное значение имели превышения норм полётного времени за месяц (выявлено в 10% случаев) и за год (до 30%), недостаточный предполётный отдых (у 46,5% командиров воздушных судов и 7,4% вторых пилотов), отсутствие полноценного отпуска за год (32% случаев). Во многих случаях выявлено одновременно несколько фактов разных нарушений РТО. Данные проведённого анкетного онлайн опроса подтверждают большую распространённость состояния сильного утомления среди пилотов: 44% редко успевают отдохнуть между полётами, 86% идут на ночную полётную смену, не имея полноценного дневного сна. Определены взаимосвязи между частотой утомления пилотов, связанным с различными видами нарушений РТО, и риском авиакатастроф: распространённость утомления и частота катастроф повышались по мере снижения длительности предполётного отдыха, увеличения задолженности по отпускам и другим факторам от 1,2 до 2,1 раз.

Выводы. Результаты исследования подтверждают высокую значимость нарушений РТО в возникновении АП. Составлена комплексная программа снижения аварийности на воздушном транспорте, связанной с нарушениями РТО и развитием утомления у членов экипажей, даны предложения по внесению изменений в действующее Положение о РТО.

Этика. Исследование выполнено в соответствии с Международным кодексом медицинской этики (1949 г.) и положениями Хельсинской декларации, принятой Всемирной медицинской ассоциацией (1964 г.). При проведении онлайн анкетного опроса, до начала исследования все участники были ознакомлены с методикой его проведения, сопутствующими рисками и подписали информированное добровольное согласие.

Участие авторов:
Зибарев Е.В. — концепция и дизайн исследования, написание текста;
Кравченко О.К. — сбор и обработка данных;
Климов А.А. — сбор и обработка данных;
Ивашов С.Н. — сбор и обработка данных.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Дата поступления: 31.03.2022 / Дата принятия к печати: 04.04.2022 / Дата публикации: 25.04.2022

Об авторах

Евгений Владимирович Зибарев
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова»
Россия

Зам. директора по научной работе, руководитель лаборатории комплексных проблем оценки риска для здоровья населения и работающих ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда им. академика Н.Ф. Измерова», канд. мед. наук.

e-mail: zibarevevgeny@gmail.com



О. К. Кравченко
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова»
Россия


А. А. Климов
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова»
Россия


С. Н. Ивашов
Межгосударственный Авиационный комитет
Россия


Список литературы

1. Состояние безопасности полётов в гражданской авиации государств-участников соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства в 2020 г. Межгосударственный авиационный комитет. Состояние безопасности полётов в 2020 году. М.; 2021.

2. Зибарев Е.В., Бухтияров И.В., Сериков В.В., Калинина С.А., Меркулова А.Г. Оценка сенсорных нагрузок у пилотов воздушных судов гражданской авиации. Мед. труда и пром. экол. 2020; (7): 435-442. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2020-60-7-435-442

3. Лебедев М.А., Палатов С.Ю., Ковров Г.В. Усталость и её проявление. РМЖ Медицинское обозрение. 2014; (4): 282-286.

4. Руководство по надзору за использованием механизмов контроля утомления (СУРУ - FRMS), Doc 9966. Второе издание 2016 года на русском языке. ИКАО; 2017. Available at: https://www.icao.int/safety/fatiguemanagement/FRMS%20Tools/9966_cons_ru.pdf

5. Тительбах А. Барометр усталости пилота (PDF). Европейская ассоциация пилотов AISBL. Усталость пилота. Pilot Fatigue https://www.eurocockpit.be/sites/default/files/eca_barometer_on_pilot_fatigue_12_1107_f.pdf

6. Зибарев Е.В., Бухтияров И.В., Вальцева Е.А., Токарев А.В. Оценка показателей напряжённости труда и факторов, влияющих на утомление у пилотов гражданской авиации по результатам анкетирования. Мед. труда и пром. экол. 2021; (6): 356-364.

7. Гржибовский А.М. Анализ номинальных данных (независимые наблюдения). Экология человека. 2008; (6): 58-68.

8. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса РФ от 21.11.2005 №139 (ред. 17.09.2010).

9. Руководство по управлению безопасностью полётов (РУБП). Международная организация гражданской авиации. Doc 9859 ИКАО. 2013.

10. Missoni E., Missoni I., Nikolic N. Сivil aviation rules on crew flight time, flight duty, and rest: comparison of 10 ICAO member states. Aviation, Space, and Environmental Medicine. 2009; (2): 135-8.

11. Honn K.A., Satterfield B.C., McCauley P., Caldwell J.L., Van Dongen H.P., Honn K.A. et al. Fatiguing effect of multiple take-offs and landings in regional airline operations. Accid Anal Prev. 2016; (86): 199-208.

12. Olaganathan R., Holt T.B., Luedtke J., Bowen B.D. Fatigue and Its Management in the Aviation Industry, with Special Reference to Pilots. J. of Aviation Technology and Engineering. 10: 1(2021): 45-57. https://doi.org/10.7771/2159-6670.1208

13. Dembe A.E., Erickson J.B., Delbos R.G., Banks S.M. The impact of overtime and long work hours on occupational injuries and illnesses: new evidence from the United States. Occup Environ Med. 2005; (9): 58-97.

14. Транспорт в России. Стат.сб./Росстат. М.; 2020.

15. Транспорт России. Информационно-статистический бюллетень. Январь-декабрь 2020 г.» Минтранс РФ. М.; 2021.

16. Транспорт России. Информационно-статистический бюллетень. Январь-декабрь 2020 г. Минтранс РФ. М.; 2022.

17. Сайт Межгосударственного авиационного комитета. https://mak-iac.org/rassledovaniya

18. Майорова Ю.А., Гузий А.Г. Утомляемость пилотов как психофизиологический фактор риска безопасности авиационных полётов. Психология и психотехника. 2015; 7(82): 707-16. https://doi.org/10.7256/2070-8955.2015.7.15222

19. Артемов А.Д., Лысаков Н.Д., Лысакова Е.Н. Человеческий фактор в эксплуатации авиационной техники: Монография. М.; 2018.

20. Подготовка руководства по производству полётов - AN/914. Стандарт ИКАО, Doc. 9376. Издание второе. Канада, Монреаль; 1997.


Рецензия

Для цитирования:


Зибарев Е.В., Кравченко О.К., Климов А.А., Ивашов С.Н. Оптимизация режимов труда и отдыха членов лётных экипажей с целью повышения безопасности полётов в гражданской авиации. Медицина труда и промышленная экология. 2022;62(3):193-200. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2022-62-3-193-200

For citation:


Zibarev E.V., Kravchenko O.K., Klimov A.A., Ivashov S.N. Optimization of work and rest modes of flight crew members in order to improve flight safety in civil aviation. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2022;62(3):193-200. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2022-62-3-193-200

Просмотров: 382


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1026-9428 (Print)
ISSN 2618-8945 (Online)