Preview

Медицина труда и промышленная экология

Расширенный поиск

Организационная культура авиакомпаний как фактор риска для профессионального здоровья пилотов и безопасности полётов в современной российской гражданской авиации

https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-10-667-673

Аннотация

Введение. Приведены результаты исследования представлений пилотов гражданской авиации разных возрастных групп о роли политики кампаний в обеспечении системы безопасности полётов, здоровья, социального благополучия пилотов.

Цель исследования — изучить представления пилотов гражданской авиации разных возрастных групп о роли политики кампаний в обеспечении системы безопасности полётов.

Материалы и методы. В качестве эмпирических методов исследования в работе использованы: метод фокус-группы, контент-анализ высказываний пилотов, метод частотного анализа, — реализованный в программе SPSS-20.

Результаты. По результатам частотного анализа выявлены неблагоприятные факторы трудового процесса, негативно влияющие на безопасность полета. Из них наиболее негативными факторами трудовой деятельности являются: нарушение элементов и особенностей организационно-правовой и материально-экономической подсистем управления (организационные факторы) — 97,5% респондентов; нарушение режима труда и отдыха пилотов гражданской авиации — 100% респондентов; стресс на рабочем месте — 92,5% респондентов; некачественное обучение — 77,5%; манипуляция заработной платой — 77%.

Выводы. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что политика управления организацией и персоналом, является ключевым фактором, определяющим безопасность полётов, высокий уровень мотивации к работе, продуктивность и здоровье пилотов.

Об авторах

В. Е. Богданова
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Измерова Н.Ф.»
Россия


Василий Васильевич Сериков
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Измерова Н.Ф.»
Россия

Заведующий лаборатории физиологии труда и профилактической эргономики ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова», канд. психол. наук.

e-mail: vasiliy_serikov@mail.ru



А. А. Закревская
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Измерова Н.Ф.»
Россия


Е. В. Дмитриева
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Измерова Н.Ф.»
Россия


Список литературы

1. Бодров В.А. Психология и надёжность: человек в системах управления техникой. М.: Институт психологии РАН; 1998. ISBN 5-201-02230-8

2. Котик М.А., Емельянов А.М. Ошибки управления (психологические причины, метод автоматизированного анализа). Таллин: Валгус; 1985.

3. Крук В.М. Проблема личностной надёжности специалиста в отечественных концептуальных психологических исследованиях. Российский научный журнал. 2012; 2(27): 164-70.

4. Ломов Б.Ф. Деятельность оператора в системе «человек-машина». Основы инженерной психологии. Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Высшая школа. 1986: 169-96.

5. Ломов Б.Ф. Человек и техника: Очерки инженерной психологии. М.: Книга по Требованию; 2012. ISBN 978-5-458-36463-8

6. Завалова Н.Д, Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука; 1986.

7. Платонов К.К. Классификация степеней переутомления лётного состава. Военно-медицинский журнал. 1944; 7, 8: 43-48.

8. Платонов К.К., Шварц Л.М. Очерки психологии для лётчиков. М.: Воениздат; 1948.

9. Платонов К.К., Шварц Л.М. О напряжённости в полёте. Вестник воздушного флота. 1948; 6: 54-7.

10. Сечко А.В. Профессиональное выгорание лётного состава ВВС, постановка проблемы. Ежегодник Российского психологического общества. 2006; 3 (5): 171.

11. Анисимов О.С. Мышление как социокультурный механизм: сущность и проблемы формирования. Мир психологии. 2012; 3(71): 190-7.

12. Анисимов О.С. Современное образование: от рассудочности к разумности. Образование и наука. 2014; 1(3): 107-123. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-3-107-123

13. Федотова Д. За штурвалы российских самолётов посадят лётчиков-иностранцев. Московский комсомолец. 2014; 26496.

14. Конвенция о международной гражданской авиации. Приложение 6. Эксплуатация воздушных судов. Часть I. Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты. ИКАО, 2016. ISBN 978-92-9249-989-1

15. Панкова В.Б., Родионов О.Н. Месячная рабочая нагрузка и утомляемость пилотов гражданской авиации. Актуальные проблемы транспортной медицины. 2008; 2(12): 31-4.

16. Троцук И.В., Таршис Е.Я. Контент-анализ: принципы методологии (Построение теоретической базы. Онтология, аналитика и феноменология текста. Программа исследования). Социологические исследования. 2015; 6(374): 164-8.

17. Приказ Минтранса РФ от 21 ноября 2005 г. № 139 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 16 июня 2008 г., 15 мая 2009 г., 17 сентября 2010 г.).

18. Плотников Н.И. Исследование предмета утомления в операционной надёжности пилота. Проблемы безопасности полётов. 2012; 6: 4-8.

19. Лушкин А.М., Кормилицына И.Н. Утомление как фактор опасности для безопасности полётов. Научный вестник МГТУ ГА. 2017; 3.

20. Майорова Ю.А., Гузий А.Г. Утомляемость пилотов как психофизиологический фактор риска безопасности авиационных полётов. Психология и Психотехника. 2015; 7: 707-16. https://doi.org/10.7256/2070-8955.2015.7.15222


Рецензия

Для цитирования:


Богданова В.Е., Сериков В.В., Закревская А.А., Дмитриева Е.В. Организационная культура авиакомпаний как фактор риска для профессионального здоровья пилотов и безопасности полётов в современной российской гражданской авиации. Медицина труда и промышленная экология. 2021;61(10):667-673. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-10-667-673

For citation:


Bogdanova V.E., Serikov V.V., Zakrevskaya A.A., Dmitrieva E.V. The organizational culture of airlines as a risk factor for the professional health of pilots and flight safety in modern Russian Civil Aviation. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2021;61(10):667-673. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-10-667-673

Просмотров: 353


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1026-9428 (Print)
ISSN 2618-8945 (Online)