Организационная культура авиакомпаний как фактор риска для профессионального здоровья пилотов и безопасности полётов в современной российской гражданской авиации
https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-10-667-673
Аннотация
Введение. Приведены результаты исследования представлений пилотов гражданской авиации разных возрастных групп о роли политики кампаний в обеспечении системы безопасности полётов, здоровья, социального благополучия пилотов.
Цель исследования — изучить представления пилотов гражданской авиации разных возрастных групп о роли политики кампаний в обеспечении системы безопасности полётов.
Материалы и методы. В качестве эмпирических методов исследования в работе использованы: метод фокус-группы, контент-анализ высказываний пилотов, метод частотного анализа, — реализованный в программе SPSS-20.
Результаты. По результатам частотного анализа выявлены неблагоприятные факторы трудового процесса, негативно влияющие на безопасность полета. Из них наиболее негативными факторами трудовой деятельности являются: нарушение элементов и особенностей организационно-правовой и материально-экономической подсистем управления (организационные факторы) — 97,5% респондентов; нарушение режима труда и отдыха пилотов гражданской авиации — 100% респондентов; стресс на рабочем месте — 92,5% респондентов; некачественное обучение — 77,5%; манипуляция заработной платой — 77%.
Выводы. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что политика управления организацией и персоналом, является ключевым фактором, определяющим безопасность полётов, высокий уровень мотивации к работе, продуктивность и здоровье пилотов.
Об авторах
В. Е. БогдановаРоссия
Василий Васильевич Сериков
Россия
Заведующий лаборатории физиологии труда и профилактической эргономики ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова», канд. психол. наук.
e-mail: vasiliy_serikov@mail.ru
А. А. Закревская
Россия
Е. В. Дмитриева
Россия
Список литературы
1. Бодров В.А. Психология и надёжность: человек в системах управления техникой. М.: Институт психологии РАН; 1998. ISBN 5-201-02230-8
2. Котик М.А., Емельянов А.М. Ошибки управления (психологические причины, метод автоматизированного анализа). Таллин: Валгус; 1985.
3. Крук В.М. Проблема личностной надёжности специалиста в отечественных концептуальных психологических исследованиях. Российский научный журнал. 2012; 2(27): 164-70.
4. Ломов Б.Ф. Деятельность оператора в системе «человек-машина». Основы инженерной психологии. Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Высшая школа. 1986: 169-96.
5. Ломов Б.Ф. Человек и техника: Очерки инженерной психологии. М.: Книга по Требованию; 2012. ISBN 978-5-458-36463-8
6. Завалова Н.Д, Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука; 1986.
7. Платонов К.К. Классификация степеней переутомления лётного состава. Военно-медицинский журнал. 1944; 7, 8: 43-48.
8. Платонов К.К., Шварц Л.М. Очерки психологии для лётчиков. М.: Воениздат; 1948.
9. Платонов К.К., Шварц Л.М. О напряжённости в полёте. Вестник воздушного флота. 1948; 6: 54-7.
10. Сечко А.В. Профессиональное выгорание лётного состава ВВС, постановка проблемы. Ежегодник Российского психологического общества. 2006; 3 (5): 171.
11. Анисимов О.С. Мышление как социокультурный механизм: сущность и проблемы формирования. Мир психологии. 2012; 3(71): 190-7.
12. Анисимов О.С. Современное образование: от рассудочности к разумности. Образование и наука. 2014; 1(3): 107-123. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-3-107-123
13. Федотова Д. За штурвалы российских самолётов посадят лётчиков-иностранцев. Московский комсомолец. 2014; 26496.
14. Конвенция о международной гражданской авиации. Приложение 6. Эксплуатация воздушных судов. Часть I. Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты. ИКАО, 2016. ISBN 978-92-9249-989-1
15. Панкова В.Б., Родионов О.Н. Месячная рабочая нагрузка и утомляемость пилотов гражданской авиации. Актуальные проблемы транспортной медицины. 2008; 2(12): 31-4.
16. Троцук И.В., Таршис Е.Я. Контент-анализ: принципы методологии (Построение теоретической базы. Онтология, аналитика и феноменология текста. Программа исследования). Социологические исследования. 2015; 6(374): 164-8.
17. Приказ Минтранса РФ от 21 ноября 2005 г. № 139 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 16 июня 2008 г., 15 мая 2009 г., 17 сентября 2010 г.).
18. Плотников Н.И. Исследование предмета утомления в операционной надёжности пилота. Проблемы безопасности полётов. 2012; 6: 4-8.
19. Лушкин А.М., Кормилицына И.Н. Утомление как фактор опасности для безопасности полётов. Научный вестник МГТУ ГА. 2017; 3.
20. Майорова Ю.А., Гузий А.Г. Утомляемость пилотов как психофизиологический фактор риска безопасности авиационных полётов. Психология и Психотехника. 2015; 7: 707-16. https://doi.org/10.7256/2070-8955.2015.7.15222
Рецензия
Для цитирования:
Богданова В.Е., Сериков В.В., Закревская А.А., Дмитриева Е.В. Организационная культура авиакомпаний как фактор риска для профессионального здоровья пилотов и безопасности полётов в современной российской гражданской авиации. Медицина труда и промышленная экология. 2021;61(10):667-673. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-10-667-673
For citation:
Bogdanova V.E., Serikov V.V., Zakrevskaya A.A., Dmitrieva E.V. The organizational culture of airlines as a risk factor for the professional health of pilots and flight safety in modern Russian Civil Aviation. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2021;61(10):667-673. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-10-667-673