Preview

Медицина труда и промышленная экология

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Роль человеческого фактора в происшествиях на железнодорожном транспорте

https://doi.org/10.31089/1026-9428-2025-65-5-316-325

EDN: wnimmm

Аннотация

Введение. Аварийные ситуации на железнодорожном транспорте невозможно полностью исключить только в результате организационных или технических мер. Доля ошибочных действий человека, как главной причины транспортных происшествий, в мире имеет растущий тренд. При этом роли снижения функционального состояния работника в увеличении риска аварий уделяется недостаточно внимания в системе управления безопасностью движения поездов.

Цель исследования — установить роль «человеческого фактора» в возникновении транспортных происшествий на основе анализа результатов предрейсовых медицинских осмотров (ПРМО) и психофизиологического обследования (ПФО) работников локомотивных бригад (РЛБ), и оценить эффективность существующей системы мероприятий по обеспечению безопасности движения поездов.

Методы и материалы. Проведён анализ причин и обстоятельств 22 аварий и 343 510 нарушений в работе РЛБ на ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») в период 2022–2024 гг. по официальным данным и результатам анализа автоматизированной системы «Доверенная среда» (АС ДС). Оценено функциональное состояние РЛБ: ПФО на УПДК-МК, ОА «Нейроком»; ПРМО на автоматизированной системе предрейсового медицинского осмотра (комплекс КАПД-02-СТ, АСПО); динамический контроль функционального состояния (ДКФС) с определением групп «норма», «дезадаптация», «срыв адаптации» на основании анализа 542 578 записей человеко-дней (339 890 — основная группа и 202 688 — контрольная группа). По результату анализа нарушений и уровня функционального состояния формировали интегральную группу риска и профилактическую группу (ГР/ПГ) из автоматизированной системы учёта и анализа нарушений безопасности движения (АСУТ НБД-2), ПРМО, ДКФС и ПФО.

Результаты. Анализ происшествий показывает, что частыми грубыми нарушениями являются случаи «проезда» на запрещённый сигнал светофора. Риск «проезда» выше у машинистов в 1,6–3 раза, чем у помощников машинистов и стажёров и чаще выявляется в возрастной группе 30–69 лет по сравнению с группами 20–29 лет и более 70 лет, p<0,001. В состоянии «срыв адаптации» риск возникновения нарушений выше, чем в состоянии «норма» OR=1,10 [1,07–1,12], p<0,001. Установлено, что 87% нарушений допускают 39% РЛБ, которые 2 и более раз в течение 3-х месяцев до нарушения включались в ГР/ПГ; 68% нарушений допускает 11% РЛБ, которые 3 раза и более включались в ГР/ПГ; 49% нарушений допускает 1,7% машинистов, которые 4 раза и более включались в ГР/ПГ. У лиц с нарушениями выявлено 49,50 [7,74–99,23] часа переработки за год, у лиц без нарушений — 32,50 [0,00–67,58] часа, р<0,001.

Ограничения исследования. Проведённое исследование ограничено в части учёта специфики выявляемых нарушений, тяжести их последствий.

Заключение. В подавляющем большинстве случаев проезды, сходы, пожары и другие грубые нарушения допускают машинисты безответственные, недисциплинированные и/или имеющие снижение функционального состояния по предрейсовым медицинским осмотрам. Выявлена прямая связь между прогнозом о включении машиниста в группу риска или профилактическую группу и результатами по показаниям исследования АСПО.

Этика. Данное исследование не требовало заключения этического комитета, все данные были представлены в деперсонализированном виде.

Участие авторов:
Костенко Н.А. — фундаментальные элементы статьи, такие как концепция, дизайн, методология;
Зибарев Е.В. — дизайн исследования, сбор и обработка данных, написание текста;
Борисова Е.В. — сбор и обработка данных, написание текста;
Межкенов С.А. — сбор и обработка данных.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Дата поступления: 08.04.2025 / Дата принятия к печати: 30.05.2025 / Дата публикации: 05.07.2025

Об авторах

Наталья Алексеевна Костенко
ОАО «РЖД»
Россия

Cт. науч. сотрудник отдела по изучению гигиенических проблем в медицине труда группы виброакустических факторов ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова», начальник Управления медицинской деятельности Центральной дирекции здравоохранения филиала ОАО «РЖД», канд. мед. наук

e-mail: natakoste@yandex.ru



Евгений Владимирович Зибарев
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова»
Россия

Заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова», д-р мед. наук

e-mail: zibarev@irioh.ru



Елена Владимировна Борисова
ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет»
Россия

Профессор кафедры высшей математики, ФБГОУ ВО «Тверской государственный технический университет», канд. тех. наук, д-р пед. наук, профессор

e-mail: elenborisov@mail.ru



Серик Абзалович Мажкенов
ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России
Россия

Ведущий научный сотрудник Центра исследований охраны труда ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России, канд. физ.-мат. наук

e-mail: samazhkenov@vcot.info



Список литературы

1. Официальный сайт РЖД. https://company.rzd.ru/ru/9377

2. International Railway Safety Council. https://clck.ru/3MmkE9

3. Шматченко В.В., Меремсон Ю.Я., Иванов В.Г. Специфика безопасности движения на железнодорожных переездах. Известия Петербургского университета путей сообщения. 2022. 19(1): 143–154. https://doi.org/10.20295/1815-588X-2022-19-1-143-154 https://elibrary.ru/zjqoxx

4. Отчёт МСЖД 2024: статистика происшествий на железных дорогах. https://clck.ru/3MmkDv

5. Weber J., Müller A., Stiller M., Borchart D. Prognostic effects of selection, optimization and compensation strategies on work ability: results from the representative lidA cohort study on work, age, and health in Germany. Int. Arch. Occup. Environ. Health. 2018; 91(8): 1061–1071. https://doi.org/10.1007/s00420-018-1348-x

6. Отчёт МСЖД 2023: статистика происшествий на железных дорогах. https://clck.ru/3MmkGN

7. Бобко Н.А. Профессиональная надёжность машиниста локомотива в условиях сменного труда: влияние биологических и социальных факторов (обзор литературы). Довкілля та здоров'я. 2016; 2(78): 70–76. https://elibrary.ru/wbefgv

8. Козубенко В.Г., Костецкий В.Э. Роль контроля психофизиологического состояния машиниста локомотива в обеспечении безопасности движения. Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. 2000; 3: 129–132. https://elibrary.ru/jwinst

9. Фагамова А.З., Капцов В.А., Каримова Л.К., Шаповал И.В., Мулдашева Н.А. Стресс на рабочем месте: основные причины и меры профилактики (обзор литературы). Гигиена и санитария. 2022; 101(9): 1065–1071. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-9-1065-1071 https://elibrary.ru/xaaxhf

10. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учебное пособие для ВУЗов. М.: ПЕР СЭ; 2001.

11. Гимаева З.Ф., Каримова Л.К., Бакиров А.Б., Капцов В.А., Калимуллина Д.Х. Риски развития сердечно-сосудистых заболеваний и профессиональный стресс. Анализ риска здоровью. 2017; 1: 106–115. https://doi.org/10.21668/health.risk/2017.1.12 https://elibrary.ru/yhphlz

12. Стручалин В.Г., Нарусова Е.Ю, Навценя. В.Ю. Охрана труда членов локомотивных бригад с учетом возрастания напряженности труда. XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2020; 9(51(3)): 179–183. https://doi.org/10.46548/21vek-2020-0952-0034 https://elibrary.ru/edycuk

13. Рахимбоев Х.Д., Абдикаримова У.Р., Курбанова Ш.И. Оценка тяжести и напряжённости труда машинистов локомотива железнодорожного транспорта. Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы: сборник статей VII Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Пенза, 10 июня 2018 года. Том Часть 1. Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.); 2018: 310–312. https://elibrary.ru/xpwulr

14. Гуляева Г.В. О некоторых аспектах надежности профессиональной деятельности работников железнодорожного транспорта. Молодёжная наука: тенденции развития. 2022; 1: 25–33. https://elibrary.ru/ecktto

15. Чернов О.Э., Алексеев С.А., Колягин В.Я. Медико-психологическое обеспечение безопасности профессиональной деятельности работников локомотивных бригад. Медицина труда и промышленная экология. 2017; (7): 3–8. https://elibrary.ru/zcpymv

16. Вильк М.Ф., Латынин Е.О., Сачкова О.С. Анализ показателей функционального состояния и работоспособности локомотивных бригад скоростного и высокоскоростного движения при использовании систем автоматизированного ведения. Проблемы безопасности российского общества. 2023; 44(4): 21–28. https://elibrary.ru/upqxky

17. Зенкевич А.Г. Роль человеческого фактора в обеспечении безопасности на железнодорожном транспорте. Проблемы безопасности на транспорте: в сборнике материалов X Международной научно-практической конференции. Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Белорусская железная дорога, Учреждение образования "Белорусский государственный университет транспорта". 2020: 23–24. https://elibrary.ru/gupwac

18. Сорокин Г.А., Чистяков Н.Д., Суслов В.Л. Влияние усталости и переутомления на общую заболеваемость работников. Медицина труда и промышленная экология. 2019; 8: 494–500. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-8-494-500 https://elibrary.ru/aibyvn

19. Демчева Н.К., Чуркин А.А. Выявление групп риска по формированию психических расстройств, связанных с напряжённостью трудового процесса. Психическое здоровье. 2012; 79(12): 90–98. https://elibrary.ru/tilzab

20. Лебедев М.А., Палатов С.Ю., Ковров Г.В. Усталость и её проявление. РМЖ «Медицинское обозрение». 2014; 22(4): 282–286. https://clck.ru/3MmmVC

21. Глухов Д.В., Юшкова О.И., Капустина А.В., Форверц А.Ю., Костенко Н.А. Физиологическая оценка функционального состояния работников нервно-эмоционального труда различного возраста по результатам предсменного контроля. Медицина труда и промышленная экология. 2024; 64(6): 378–386. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2024-64-6-378-386 https://elibrary.ru/vjpooz

22. Государственный доклад МЧС России «О состоянии защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2023 году».: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport

23. Белов П. Количество транспортных происшествий на путях общего пользования в 2023 году осталось на уровне предыдущего года. Информационный портал «РЖД Партнёр.ру». 2024; 22 февраля. https://clck.ru/3Mmko6

24. Официальный сайт Ространснадзор. https://clck.ru/3MmkqB


Рецензия

Для цитирования:


Костенко Н.А., Зибарев Е.В., Борисова Е.В., Мажкенов С.А. Роль человеческого фактора в происшествиях на железнодорожном транспорте. Медицина труда и промышленная экология. 2025;65(5):316-325. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2025-65-5-316-325. EDN: wnimmm

For citation:


Kostenko N.A., Zibarev E.V., Borisova E.V., Mazhkenov S.A. The role of the human factor in railway accidents. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2025;65(5):316-325. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2025-65-5-316-325. EDN: wnimmm

Просмотров: 43


ISSN 1026-9428 (Print)
ISSN 2618-8945 (Online)