Preview

Медицина труда и промышленная экология

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Проблема эмоционального выгорания у учителей с разным стажем педагогической деятельности

https://doi.org/10.31089/1026-9428-2024-64-11-763-769

EDN: yawurq

Аннотация

Представлены результаты исследования проблемы эмоционального выгорания среди учителей с разным стажем профессиональной деятельности.

Цель исследования — изучение особенностей эмоционального выгорания у учителей с разным стажем профессиональной деятельности для научного обоснования психофизиологических мер коррекции функционального состояния и психологического статуса учителей.

Для изучения феномена эмоционального выгорания было проведено исследование среди 60 учителей с использованием опросника эмоционального выгорания В.В. Бойко, методик профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексона и начальной диагностики людей с проявлениями нестабильности нервно-психического характера В.Ю. Рыбникова. Педагоги были поделены на 2 группы. В первую группу вошли 30 женщин в возрасте от 30 до 40 лет с профессиональным стажем от 10 до 20 лет, а во вторую — 30 женщин в возрасте от 40 до 50 лет со стажем работы от 20 до 30 лет. Полученные результаты обработаны с использованием статистического программного пакета «Статистика 17.0».

Статистический анализ выявил значимые различия по шкалам эмоционального выгорания у учителей первой и второй групп. С использованием опросника В.В. Бойко у большинства опрашиваемых учителей определили развитие стадий профессионального выгорания. Фаза «напряжения» сформировалась у 13,4% учителей с трудовым стажем от 10 до 20 лет и у 40,0% — с опытом работы более 20 лет; стадия «резистентности» зарегистрирована у 20,0% учителей первой группы и у 40,0% — второй; фаза «истощения» была определена у 13,4% учителей со стажем работы более 20 лет. С применением методики К. Маслач и С. Джексона выявили степень проявления сторон профессиональной деформации. Высокий уровень эмоционального истощения встречался у 20,0% учителей со стажем трудовой деятельности от 10 до 20 лет и 60,0% учителей с опытом работы от 20 до 30 лет, деперсонализации у 26,7% учителей первой группы и 36,6% — второй, а редукции профессиональных достижений у 16,7% и 26,8% соответственно. Низкий уровень нервно-психической устойчивости (по методике В.Ю. Рыбникова) определили у 3,3% учителей со стажем работы от 10 до 20 лет и у 13,3% со стажем трудовой деятельности от 20 до 30 лет.

Прослеживается взаимосвязь между рабочим стажем и эмоциональным выгоранием — увеличение стажа профессиональной деятельности ведёт к увеличению уровня сформированности эмоционального выгорания у учителей.

Наличие эмоционального выгорания — серьёзная проблема в профессиональной деятельности педагогических работников, оказывающая влияние не только на эффективность их работы, но и на психологическое и физическое здоровье, на взаимоотношения с окружающими.

Возникает острая необходимость в организации мероприятий по профилактике и коррекции профессионального выгорания учителей, проведение которых должно находить реализацию на двух уровнях — на уровне работы с педагогами и на уровне устранения факторов риска данной проблемы в самой образовательной организации.

Ограничения исследования. Исследование ограничено половозрастной выборкой педагогических работников образовательного учреждения. Результаты могут варьироваться в зависимости от места проживания и личных характеристик респондентов.

Этика. Исследование проведено с соблюдением требований биомедицинской этики и не подвергало опасности участников. Для каждого участника было получено добровольное информированное согласие.

Участие авторов:
Соколова Н.В. — концепция и дизайн исследования, редактирование;
Скоблина Н.А. — концепция и дизайн исследования, редактирование;
Попов М.В. — сбор и обработка данных, написание текста, редактирование;
Харченко В.Н. — сбор и обработка данных, написание текста, редактирование;
Кувшинова Н.М. — написание текста, редактирование;

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Дата поступления: 25.09.2024 / Дата принятия к печати: 10.10.2024 / Дата публикации: 27.11.2024

Об авторах

Наталья Валерьевна Соколова
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»
Россия

Проректор по учебной работе, ФГБОУ ВО «ВГПУ», д-р биол. наук, доцент

e-mail: ya-ntares@yandex.ru



Наталья Александровна Скоблина
ФГАОУ ВО «Российский государственный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России
Россия

Профессор кафедры гигиены Института профилактической медицины им. З.П. Соловьева, ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, д-р мед. наук, проф.

e-mail: skoblina_dom@mail.ru



Наталья Михайловна Кувшинова
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»
Россия

Доцент, ФГБОУ ВО «ВГПУ», канд. биол. наук

e-mail: natali_7.09@mail.ru



Максим Валерьевич Попов
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России
Россия

Очный аспирант кафедры управления в здравоохранении ФГБОУ ВО «ВГМУ им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России

e-mail: sportandorthodox@mail.ru



Виктория Николаевна Харченко
МБОУ «Школа № 44»
Россия

Учитель биологии и химии, МБОУ «Школа № 44»

e-mail: torihar4encko@yandex.ru



Список литературы

1. Кучма В.Р., Соколова С.Б., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В. Гигиеническая оценка образа жизни, напряжённости и режима труда, состояния здоровья и психологического благополучия педагогов. Гигиена и санитария. 2023; 102(4): 318–327. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-4-318-327 https://elibrary.ru/yruqkx

2. Пацакула И.И., Рязанцева Е.А. Особенности эмоционального выгорания педагогов. Калужский экономический вестник. 2021; 2: 66–69.

3. Зябрева В.С., Глухова В.А. Психологическая безопасность профессиональной деятельности: эмоциональное выгорание. Вестник Прикамского социального института. 2021; 3(90): 117–122.

4. Чердымова Е.И., Чернышова Е.Л., Мачнев В.Я. Синдром эмоционального выгорания специалиста. Самара: Изд-во Самарского университета; 2019.

5. Степанова А.Э., Потеряева Е.Л., Семенова В.Н. Особенности влияния профессии на здоровье педагогов. Медицина труда и экология человека. 2022; 1: 68–85.

6. Смирнова Е.В., Поштарева Т.В. Исследование профессионального выгорания преподавателей. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022; 5(92): 219–227.

7. Евдокимов В.И., Есауленко И.Э., Губин А.И., Попов В.И. Оценка профессионального выгорания у медицинских работников: метод. Рекомендации. Санкт-Петербург: Издательство Политехника, 2009.

8. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Сударыня; 1999.

9. Астащенко А.П., Губина О.И., Попов М.В., Ященко И.Н., Сазонова О.В., Гаврюшин М.Ю. Анализ феномена «смещения внимания» как маркера психоэмоционального напряжения. Медицина труда и промышленная экология. 2022; 62(4): 247–253. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2022-62-4-247-253 https://elibrary.ru/zhngyl

10. Пазухина С.В. Психолого-социальные причины профессионально-личностного выгорания современного школьного педагога. Южно-российский журнал социальных наук. 2022; 23(2): 129–145.

11. Борисова И.В., Ерещенко Ю.В., Зюзя А.А., Мезенцева И.А. Эмоциональное выгорание педагогов разных учреждений образования. Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022; 8(210): 445–448.

12. Овсянникова Т.Ю. Проблема эмоционального выгорания в ходе профессиональной деятельности. Педагогика & Психология. Теория и практика. 2020; 6(32): 169–172.

13. Попов В.И., Скоблина Н.А., Жуков О.Ф., Луканова О.В., Шепелева О.М. Характеристика условий труда учителей при дистанционном обучении в аспекте развития эмоционального выгорания. Мед. труда и пром. экол. 2021; 61(10): 690–694. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-10-690-694 https://elibrary.ru/kvzukg

14. Милушкина О.Ю., Еремин А.Л., Попов В.И., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Соколова Н.В. и др. Гигиеническая оценка и оптимизация условий труда педагогов в период проведения дистанционного обучения. Мед. труда и пром. экол. 2020; 60(7): 424–434. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2020-60-7-424-434 https://elibrary.ru/zjtakx

15. Манжос Л.В. Эмоциональное выгорание как деструктивный фактор профессионально-личностного развития педагога. Живая психология. 2022; 6(38): 19–25.

16. Жарких Н.Г. Специфика синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов с разным стажем работы. Социально-гуманитарные технологии. 2023; 4(28): 73–81.

17. Бухтияров И.В., Рубцов М.Ю. Профессиональное выгорание, его проявления и критерии оценки. Аналитический обзор. Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова. 2014; 2(9): 106–111.

18. Москвина Н.Б. Личностно-профессиональные деформации педагогов. Проблема реабилитации. М.: Юрайт; 2017.

19. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. М.: Юрайт; 2019.

20. Черных С.С. Снижение стресса как путь к профессиональному здоровью педагогов. ХХI век. Техносферная безопасность. 2023; 1(29): 91–101.

21. Халфина Р.Р., Политика О.И., Хахлова О.Н. Психологические особенности эмоционального выгорания педагогических работников в зависимости от стажа. Вестник психофизиологии. 2022; 2: 114–123.

22. Брагина Е.А., Белозерова Л.А., Романова А.В. Копинг-поведение педагогов с различным профессиональным стажем. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022; 28(4): 70–76.

23. Кузьмина Н.М., Мамонова Е.Б. Эмоциональное выгорание педагогов разных поколений. Нижегородский психологический альманах. 2023; 1: 150–157.

24. Егорышев С.В. Эмоциональное выгорание учителей как фактор снижения эффективности их профессиональной деятельности. Вестник РУДН. 2023; 23(1): 61–73.

25. Соколова С.Б. Модель формирования единой профилактической среды в общеобразовательной организации. Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2021; 29(10): 12–21.


Рецензия

Для цитирования:


Соколова Н.В., Скоблина Н.А., Кувшинова Н.М., Попов М.В., Харченко В.Н. Проблема эмоционального выгорания у учителей с разным стажем педагогической деятельности. Медицина труда и промышленная экология. 2024;64(11):763-769. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2024-64-11-763-769. EDN: yawurq

For citation:


Sokolova N.V., Skoblina N.A., Kuvshinova N.M., Popov M.V., Kharchenko V.N. The problem of emotional burnout among teachers with different teaching experience. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2024;64(11):763-769. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2024-64-11-763-769. EDN: yawurq

Просмотров: 191


ISSN 1026-9428 (Print)
ISSN 2618-8945 (Online)