

Проблема эмоционального выгорания у учителей с разным стажем педагогической деятельности
https://doi.org/10.31089/1026-9428-2024-64-11-763-769
EDN: yawurq
Аннотация
Представлены результаты исследования проблемы эмоционального выгорания среди учителей с разным стажем профессиональной деятельности.
Цель исследования — изучение особенностей эмоционального выгорания у учителей с разным стажем профессиональной деятельности для научного обоснования психофизиологических мер коррекции функционального состояния и психологического статуса учителей.
Для изучения феномена эмоционального выгорания было проведено исследование среди 60 учителей с использованием опросника эмоционального выгорания В.В. Бойко, методик профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексона и начальной диагностики людей с проявлениями нестабильности нервно-психического характера В.Ю. Рыбникова. Педагоги были поделены на 2 группы. В первую группу вошли 30 женщин в возрасте от 30 до 40 лет с профессиональным стажем от 10 до 20 лет, а во вторую — 30 женщин в возрасте от 40 до 50 лет со стажем работы от 20 до 30 лет. Полученные результаты обработаны с использованием статистического программного пакета «Статистика 17.0».
Статистический анализ выявил значимые различия по шкалам эмоционального выгорания у учителей первой и второй групп. С использованием опросника В.В. Бойко у большинства опрашиваемых учителей определили развитие стадий профессионального выгорания. Фаза «напряжения» сформировалась у 13,4% учителей с трудовым стажем от 10 до 20 лет и у 40,0% — с опытом работы более 20 лет; стадия «резистентности» зарегистрирована у 20,0% учителей первой группы и у 40,0% — второй; фаза «истощения» была определена у 13,4% учителей со стажем работы более 20 лет. С применением методики К. Маслач и С. Джексона выявили степень проявления сторон профессиональной деформации. Высокий уровень эмоционального истощения встречался у 20,0% учителей со стажем трудовой деятельности от 10 до 20 лет и 60,0% учителей с опытом работы от 20 до 30 лет, деперсонализации у 26,7% учителей первой группы и 36,6% — второй, а редукции профессиональных достижений у 16,7% и 26,8% соответственно. Низкий уровень нервно-психической устойчивости (по методике В.Ю. Рыбникова) определили у 3,3% учителей со стажем работы от 10 до 20 лет и у 13,3% со стажем трудовой деятельности от 20 до 30 лет.
Прослеживается взаимосвязь между рабочим стажем и эмоциональным выгоранием — увеличение стажа профессиональной деятельности ведёт к увеличению уровня сформированности эмоционального выгорания у учителей.
Наличие эмоционального выгорания — серьёзная проблема в профессиональной деятельности педагогических работников, оказывающая влияние не только на эффективность их работы, но и на психологическое и физическое здоровье, на взаимоотношения с окружающими.
Возникает острая необходимость в организации мероприятий по профилактике и коррекции профессионального выгорания учителей, проведение которых должно находить реализацию на двух уровнях — на уровне работы с педагогами и на уровне устранения факторов риска данной проблемы в самой образовательной организации.
Ограничения исследования. Исследование ограничено половозрастной выборкой педагогических работников образовательного учреждения. Результаты могут варьироваться в зависимости от места проживания и личных характеристик респондентов.
Этика. Исследование проведено с соблюдением требований биомедицинской этики и не подвергало опасности участников. Для каждого участника было получено добровольное информированное согласие.
Участие авторов:
Соколова Н.В. — концепция и дизайн исследования, редактирование;
Скоблина Н.А. — концепция и дизайн исследования, редактирование;
Попов М.В. — сбор и обработка данных, написание текста, редактирование;
Харченко В.Н. — сбор и обработка данных, написание текста, редактирование;
Кувшинова Н.М. — написание текста, редактирование;
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Дата поступления: 25.09.2024 / Дата принятия к печати: 10.10.2024 / Дата публикации: 27.11.2024
Об авторах
Наталья Валерьевна СоколоваРоссия
Проректор по учебной работе, ФГБОУ ВО «ВГПУ», д-р биол. наук, доцент
e-mail: ya-ntares@yandex.ru
Наталья Александровна Скоблина
Россия
Профессор кафедры гигиены Института профилактической медицины им. З.П. Соловьева, ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, д-р мед. наук, проф.
e-mail: skoblina_dom@mail.ru
Наталья Михайловна Кувшинова
Россия
Доцент, ФГБОУ ВО «ВГПУ», канд. биол. наук
e-mail: natali_7.09@mail.ru
Максим Валерьевич Попов
Россия
Очный аспирант кафедры управления в здравоохранении ФГБОУ ВО «ВГМУ им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России
e-mail: sportandorthodox@mail.ru
Виктория Николаевна Харченко
Россия
Учитель биологии и химии, МБОУ «Школа № 44»
e-mail: torihar4encko@yandex.ru
Список литературы
1. Кучма В.Р., Соколова С.Б., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В. Гигиеническая оценка образа жизни, напряжённости и режима труда, состояния здоровья и психологического благополучия педагогов. Гигиена и санитария. 2023; 102(4): 318–327. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-4-318-327 https://elibrary.ru/yruqkx
2. Пацакула И.И., Рязанцева Е.А. Особенности эмоционального выгорания педагогов. Калужский экономический вестник. 2021; 2: 66–69.
3. Зябрева В.С., Глухова В.А. Психологическая безопасность профессиональной деятельности: эмоциональное выгорание. Вестник Прикамского социального института. 2021; 3(90): 117–122.
4. Чердымова Е.И., Чернышова Е.Л., Мачнев В.Я. Синдром эмоционального выгорания специалиста. Самара: Изд-во Самарского университета; 2019.
5. Степанова А.Э., Потеряева Е.Л., Семенова В.Н. Особенности влияния профессии на здоровье педагогов. Медицина труда и экология человека. 2022; 1: 68–85.
6. Смирнова Е.В., Поштарева Т.В. Исследование профессионального выгорания преподавателей. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2022; 5(92): 219–227.
7. Евдокимов В.И., Есауленко И.Э., Губин А.И., Попов В.И. Оценка профессионального выгорания у медицинских работников: метод. Рекомендации. Санкт-Петербург: Издательство Политехника, 2009.
8. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Сударыня; 1999.
9. Астащенко А.П., Губина О.И., Попов М.В., Ященко И.Н., Сазонова О.В., Гаврюшин М.Ю. Анализ феномена «смещения внимания» как маркера психоэмоционального напряжения. Медицина труда и промышленная экология. 2022; 62(4): 247–253. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2022-62-4-247-253 https://elibrary.ru/zhngyl
10. Пазухина С.В. Психолого-социальные причины профессионально-личностного выгорания современного школьного педагога. Южно-российский журнал социальных наук. 2022; 23(2): 129–145.
11. Борисова И.В., Ерещенко Ю.В., Зюзя А.А., Мезенцева И.А. Эмоциональное выгорание педагогов разных учреждений образования. Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022; 8(210): 445–448.
12. Овсянникова Т.Ю. Проблема эмоционального выгорания в ходе профессиональной деятельности. Педагогика & Психология. Теория и практика. 2020; 6(32): 169–172.
13. Попов В.И., Скоблина Н.А., Жуков О.Ф., Луканова О.В., Шепелева О.М. Характеристика условий труда учителей при дистанционном обучении в аспекте развития эмоционального выгорания. Мед. труда и пром. экол. 2021; 61(10): 690–694. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-10-690-694 https://elibrary.ru/kvzukg
14. Милушкина О.Ю., Еремин А.Л., Попов В.И., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Соколова Н.В. и др. Гигиеническая оценка и оптимизация условий труда педагогов в период проведения дистанционного обучения. Мед. труда и пром. экол. 2020; 60(7): 424–434. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2020-60-7-424-434 https://elibrary.ru/zjtakx
15. Манжос Л.В. Эмоциональное выгорание как деструктивный фактор профессионально-личностного развития педагога. Живая психология. 2022; 6(38): 19–25.
16. Жарких Н.Г. Специфика синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов с разным стажем работы. Социально-гуманитарные технологии. 2023; 4(28): 73–81.
17. Бухтияров И.В., Рубцов М.Ю. Профессиональное выгорание, его проявления и критерии оценки. Аналитический обзор. Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова. 2014; 2(9): 106–111.
18. Москвина Н.Б. Личностно-профессиональные деформации педагогов. Проблема реабилитации. М.: Юрайт; 2017.
19. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика. М.: Юрайт; 2019.
20. Черных С.С. Снижение стресса как путь к профессиональному здоровью педагогов. ХХI век. Техносферная безопасность. 2023; 1(29): 91–101.
21. Халфина Р.Р., Политика О.И., Хахлова О.Н. Психологические особенности эмоционального выгорания педагогических работников в зависимости от стажа. Вестник психофизиологии. 2022; 2: 114–123.
22. Брагина Е.А., Белозерова Л.А., Романова А.В. Копинг-поведение педагогов с различным профессиональным стажем. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022; 28(4): 70–76.
23. Кузьмина Н.М., Мамонова Е.Б. Эмоциональное выгорание педагогов разных поколений. Нижегородский психологический альманах. 2023; 1: 150–157.
24. Егорышев С.В. Эмоциональное выгорание учителей как фактор снижения эффективности их профессиональной деятельности. Вестник РУДН. 2023; 23(1): 61–73.
25. Соколова С.Б. Модель формирования единой профилактической среды в общеобразовательной организации. Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2021; 29(10): 12–21.
Рецензия
Для цитирования:
Соколова Н.В., Скоблина Н.А., Кувшинова Н.М., Попов М.В., Харченко В.Н. Проблема эмоционального выгорания у учителей с разным стажем педагогической деятельности. Медицина труда и промышленная экология. 2024;64(11):763-769. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2024-64-11-763-769. EDN: yawurq
For citation:
Sokolova N.V., Skoblina N.A., Kuvshinova N.M., Popov M.V., Kharchenko V.N. The problem of emotional burnout among teachers with different teaching experience. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2024;64(11):763-769. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2024-64-11-763-769. EDN: yawurq