Оценка нервно-психической дезадаптации студентов и молодых работников торговли при эпидемических ограничениях по COVID-19
https://doi.org/10.31089/1026-9428-2023-63-4-256-262
Аннотация
Введение. С марта 2020 года введение режима самоизоляции и значительных ограничений личностных контактов при работе и учёбе в связи с пандемией COVID-19 привело к расширению внедрения информационных технологий и резкого ограничения непосредственного межличностного общения. Введение этих ограничений не могло не оказывать стрессогенного влияния на организм как работающих, так и учащихся различных возрастных групп, в т. ч. молодого возраста. Для успешного анализа влияния ограничений по COVID-19 на психофизиологическое состояние этих категорий молодых работников и студентов представляется целесообразным оценить состояние дезадаптации, самооценки нервного и соматического благополучия.
Цель исследования — оценка влияния на адаптационные психофизиологические параметры молодых работников торговли и студентов изменившихся условий работы и учёбы на фоне эпидемической ситуации COVID-19 (самоизоляция).
Материалы и методы. Объектом исследования являлись две группы лиц, имеющие по роду своей деятельности широкий круг общения с коллегами и окружающими людьми, но различающиеся содержанием деятельности: студенты и работники торговли. Исследование проводилось в два этапа: до пандемии (2013 г.) и во время пандемии (декабрь 2020 г.) в связи с резкими изменениями алгоритма существования и работы/учёбы. Всего обследовано 119 студентов в возрасте 20–24 года (РГСУ). На первом этапе исследования (2013 г.) — 61 человек, на втором этапе (2020 г., декабрь) 58 человек. Вторая группа (работники торговли): 66 человек в возрасте 20–29 лет. На первом этапе исследования (2013 г.) были включены 34 человека, на втором этапе — 32 человека. Оценка психофизиологичесих параметров обследованных проводилась по опроснику нервно-психической дезадаптации (ОНПД). Условием включения в группы в 2020–2021 гг. отсутствие в анамнезе перенесённого COVID-19.
Результаты. В период напряженной эпидемической ситуации (2019–2021 гг.) на фоне распространения COVID-19 и вынужденной самоизоляции всех групп населения, коренным образом изменился образ жизни. Свелось к минимуму очное общение, но резко возросло общение с использованием информационных технологий во всех сферах жизни (быт, учёба, работа). Выявлено, что среди обследованных групп населения (студентов и торговых работников) увеличилось распространение признаков психического дискомфорта.
Ограничения исследования. Исследование ограничилось выборкой групп по возрасту: 20–24 года для студентов, 20–29 лет для работников торговли (в обоих периодах).
Заключение. Расчёт отношения шансов (Ош) позволил установить с высокой степенью достоверности, что признаки психического дискомфорта, включающие астенические и депрессивные сигналы, достоверно чаще регистрировались в период самоизоляции в обеих изучаемых группах: для студентов, находящихся на дистанционном обучении (декабрь 2020 г. по сравнению с 2013 г.): коэффициент Ош=5,4, (χ2=14,7; р<0,001); для торговых работников: коэффициент Ош=15,0, (χ2=9,5; р<0,001).
Этика. Вопросы, содержание которых не отвечает этическим нормам, не включались в исследование, вследствие чего не требовалось представления заключения комитета по биомедицинской этике или иных документов.
Участие авторов:
Яковлева Т.П. — концепция и дизайн исследования, сбор материала и обработка данных, статистическая обработка, написание текста;
Гапоненко А.В. — сбор материала, написание текста;
Сошенко М.В. — сбор материала, редактирование.
Рубцов М.Ю. — концепция исследования, редактирование
Благодарности. Авторы выражают благодарность доктору медицинских наук, профессору Юшковой Ольге Игоревне за полезную дискуссию.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Дата поступления: 26.02.2022 / Дата принятия к печати: 09.03.2023 / Дата публикации: 10.04.2023
Ключевые слова
Об авторах
Татьяна Петровна ЯковлеваРоссия
Заведующий кафедрой охраны природы Российского государственного социального университета, д-р мед. наук.
e-mail: yakoff.t@yandex.ru
Альбина В. Гапоненко
Россия
Марина В. Сошенко
Россия
Михаил Ю. Рубцов
Россия
Список литературы
1. Никифоров Г.С. Психология профессионального здоровья. СПб.; 2006: 323–76.
2. Польская Н.А., Разваляева А.Ю. Межличностная чувствительность в период самоизоляции: роль в выборе мер социального дистанцирования. Психологическая наука и образование. 2020; 25(6): 63–76. https://doi.org/10.17759/pse.2020250606
3. Ganster D.C., Rosen C.C. Work stress and employee health: a multidisciplinary review. J. Manag. 2013; 39: 1085. https://doi.org/10.1177/0149206313475815
4. Preece R. Work-related stress: case definitions, prevalence and the NHS national surveys. Occup Med. 2011; 61: 136. https://doi.org/10.1093/occmed/kqq200
5. Yakovleva T. et al. Adaptation of students to the extensive self-isolation during the epidemic caused by COVID-19. Ad Alta — Journal of Interdisciplinary Research. 2021; 11(S19): 59–62
6. Психическое здоровье: усиление борьбы с психическими расстройствами. Информационный бюллетень ВОЗ. 2010; 220. http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs220/ru/index.html
7. Российский статистический ежегодник. 26.09.2019; табл. 5.5. Среднегодовая численность занятых по видам экономической деятельности. [Электронный ресурс]. Федеральная служба государственной статистики. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/rus19.pdf
8. Яковлева Т.П. Оценка нервно-психической дезадаптации у работников отдельных профессий социальной сферы. Социальная политика и социология. 2012; 10: 163.
9. Бартош Т.П., Бартош О.П. Психическое здоровье школьных учителей во время пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Профилактическая и клиническая медицина. 2022; 1(82): 86–93.
10. Shan-shan Han, Ya-hui Han, Wen-xia Tong, et al. Chinese college students COVID-19 phobia and negative moods: Moderating effects of physical exercise behavior. Frontiers in Public Health. 2021; 9: 664013–9. https://doi.org/10.3389/fpubh.2021.664013
11. Соболев В.И., Попов М.Н. Структура психологической защиты у студентов гуманитариев в условиях относительной самоизоляции (коронавирусной пандемии). Гуманитарные науки. 2021; 1(53): 157–65.
12. Караваев В.Н., Бурцев В.К. Компьютерная психодиагностическая программа «Psycomp» v 2.1.1.5. 2002.
13. Рубцов М.Ю., Юшкова О.И. Методы психологической диагностики профессионального стресса при различной степени напряжённости труда. Медицина труда и промышленная экология. 2009; 9: 25–31.
14. Ходжиев М., Прокопенко Л.В., Юшкова О.И., Капустина А.В., Гуломова Р.А. Физиологическое определение степени адаптационно-приспособительных реакций к трудовому и учебному процессам у мигрантов и студентов. Здоровье населения и среда обитания — ЗНиСО. 2019; 3 (312): 22–8. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2019-312-3-22-28
15. Карелин А.О., Бабалян А.В. Гигиенические проблемы внедрения новых коммуникационных и информационных технологий. Здравоохранение Российской Федерации. 2012; 6: 41–2.
16. Сорокина Л.А., Буйнов Л.Г., Гун Г.Е., Кузнецов М.С. Исследование влияния физиолого-гигиенических элементов здорового образа жизни на функциональное состояние и работоспособность студентов педагогического вуза. Гигиена и санитария. 2021; 100(2): 142–6. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-2-142-146
17. Горбаткова Е.Ю., Зулькарнаев Т.Р., Ахмадуллин У.З., Ахмадуллина Х.М., Горбатков С.А., Хуснутдинова З.А., Мануйлова Г.Р. Гигиеническая оценка образа жизни студентов высших учебных заведений. Гигиена и санитария. 2022; 101(5): 532–8. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-5-532-8
18. Webster R.K., Smith L.E., Woodland L., Wessely S., Greenberg N., Rubin G.J. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: Rapid review of the evidence. The Lancet. 2020; 395(10227): 912–920. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(20)30460-8
19. Tuech J.J., Gangloff A., Schwarz L. Our challenge is to adapt the organization of our system to the six stages of the epidemic to go beyond the COVID-19 crisis. Br. J. Surg. 2020; 107(7): 189. https://doi.org/10.1002/bjs.11639
20. Полякова Т.В., Рябкова В.К. Изучение уровня тревоги у студентов медицинского ВУЗа, работающих в COVID-19 отделениях. Научные исследования молодых учёных. Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Том 1. Издательство: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.) (Пенза). 2020; 173–5.
21. Рубцова Н.Е., Лысаков Н.Д., Мостиков С.В. Психологическая безопасность в условиях распространения коронавирусной инфекции. В кн.: Материалы XI Международного симпозиума. Безопасность личности и общества в условиях нового кризиса. Екатеринбург, Издательство: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Гуманитарный университет» (Екатеринбург); 2020: 70–2.
Рецензия
Для цитирования:
Яковлева Т.П., Гапоненко А.В., Сошенко М.В., Рубцов М.Ю. Оценка нервно-психической дезадаптации студентов и молодых работников торговли при эпидемических ограничениях по COVID-19. Медицина труда и промышленная экология. 2023;63(4):256-262. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2023-63-4-256-262
For citation:
Yakovleva T.P., Gaponenko A.V., Soshenko M.V., Rubtsov M.Yu. Students and young trade workers neuropsychiatric maladjustment assessment under COVID-19 epidemic restrictions. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2023;63(4):256-262. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2023-63-4-256-262