Preview

Медицина труда и промышленная экология

Расширенный поиск

Профессиональный стресс у педагогических и медицинских работников и его профилактика

https://doi.org/10.31089/1026-9428-2023-63-2-122-128

Аннотация

В современных условиях важной задачей медицины труда остаётся изучение физиологических особенностей формирования профессионального стресса с оценкой воздействия неблагоприятных стресс-факторов различной интенсивности и длительности на организм педагогических и медицинских работников.

Цель исследования — физиолого-гигиеническая оценка устойчивости к стрессу и физиологических реакций организма работника на воздействие нервно-эмоциональных нагрузок для научно обоснованной разработки системы мер, направленных на сохранение здоровья и оптимизацию профессиональной деятельности у педагогических и медицинских работников.

Проведена гигиеническая оценка условий труда в образовательных организациях Санкт‑Петербурга, образа жизни по результатам анкетирования преподавателей (всего 116 256 единиц информации) и состояния здоровья преподавателей по данным диспансерного осмотра (418 преподавателей) и анкетного скрининга (346 респондентов).

Физиолого-гигиенические исследования труда медицинских сестёр, детских хирургов и медицинских работников, занятых в ковидном госпитале, включали количественную оценку устойчивости к стрессу с помощью нового методического подхода. Всего обследовано 130 человек, проведено 1194 замера психофизиологических показателей. Статическая обработка данных осуществлялась с помощью комплектов статистических программ EpiInfo 3.5.2., Statistica 10, MicrosoftExсel 2010.

У педагогических и медицинских работников умственного труда с выраженным компонентом межличностного общения выявлен высокий уровень нервно-эмоциональной нагрузки, который с высокой степенью достоверности коррелирует с физиологическими сдвигами и показателем устойчивости к стресс-воздействиям. Проведено изучение распространённости хронических заболеваний у преподавателей, которое выявило в структуре заболеваемости преобладание болезней системы кровообращения. Внедрён и апробирован комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий.

В результате анализа данных установлено, что недостаточная устойчивость к стрессу, низкий уровень физической подготовленности (тренированности) формируют выраженные изменения параметров кардиогемодинамики у педагогов. По результатам исследований разработана система здоровьесберегающего поведения педагогических и медицинских работников, универсальная для образовательных и медицинских организаций.

Ограничения исследования. Имеются количественные ограничения, обусловленные числом медицинского персонала ковидного госпиталя.

Этика. Исследование одобрено локальным этическим комитетом ФГБНУ «НИИ МТ» (протокол № 4 от 14.04.2021 г.)

Участие авторов:
Баймаков Е.А. — концепция исследования и дизайн, написание текста;
Мишкич И.А. — концепция исследования и дизайн, написание текста;
Еременко С.А. — сбор и обработка данных;
Юшкова О.И. — концепция исследования и дизайн, написание текста, редактирование;
Капустина А.В. — сбор и обработка данных, редактирование;
Зайцева А.В. — сбор и обработка данных;
Ониани Х.Т. — сбор и обработка данных.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Дата поступления: 25.01.2023 / Дата принятия к печати: 30.01.2023 / Дата публикации: 25.02.2023

Для цитирования:


Баймаков Е.А., Мишкич И.А., Еременко С.А., Юшкова О.И., Капустина А.В., Зайцева А.В., Ониани Х.Т. Профессиональный стресс у педагогических и медицинских работников и его профилактика. Медицина труда и промышленная экология. 2023;63(2):122-128. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2023-63-2-122-128

For citation:


Baimakov E.A., Mishkich I.A., Eremenko S.A., Yushkova O.I., Kapustina A.V., Zaitseva A.V., Oniani Kh.T. Occupational stress in teaching and medical workers and its prevention. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2023;63(2):122-128. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2023-63-2-122-128

Просмотров: 541


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1026-9428 (Print)
ISSN 2618-8945 (Online)