Preview

Медицина труда и промышленная экология

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Риски нарушений здоровья у педагогических, медицинских работников и меры профилактики

https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-12-833-840

Полный текст:

Аннотация

Формирование здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения у работников различных видов деятельности, разработка программ, включающих мероприятия по коррекции функционального состояния работников нервно-эмоционального труда, в настоящее время является одним из важнейших направлений медицины труда.

Цель исследования — оценить распространённость поведенческих факторов риска нарушений здоровья и эффективность мер коррекции перенапряжения у педагогических и медицинских работников в зависимости от личностного уровня тревожности.

Проведены комплексные физиолого-гигиенические исследования, дана характеристика поведенческих факторов риска, информированности по вопросам здоровьесбережения по результатам анкетного опроса (346 педагогических работника), профессиографическая оценка напряжённости труда. Психофизиологические исследования направлены на изучение состояния различных функций ЦНС и сердечно-сосудистой системы, психологическое тестирование, определение общей физической работоспособности (ОФР) по тесту РWC170 при оценке внедрённого режима двигательной активности и оценке эффективности релаксации в шунгитовой комнате.

Статическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью статистических программы ЕрiInfo 3.5.2., Statistica 10, Microsoft Excel 2010 с использованием адекватных методов статистического анализа.

Изучение особенностей распространённости факторов риска образа жизни для здоровья преподавателей выявило недостаточную физическую активность (61,1% (95% ДИ 54,7–67,2)), недостаточную продолжительность сна (46,1% (95% ДИ 40,0–52,4)), нарушение режима питания (16,2% (95% ДИ 11,9–21,5)), табакокурение (15,8% (95% ДИ 11,5–20,9)). Разработанный и внедрённый режим, увеличивающий объем двигательной активности до 8–9 часов в неделю вместо 3–4 часов, способствовал возрастанию устойчивости к стресс-воздействиям, уменьшению процента выявленных преподавателей с низким уровнем физической тренированности (подготовленности). Высокая степень нервно-эмоциональной напряжённости труда врачей общей практики, возможность инфицирования COVID-19 приводит к формированию высокого уровня тревожности у значительной части (63,7–72,2%) медицинских работников, что указывает на целесообразность использования мер психологической коррекции.

Проведённые производственные исследования показали целесообразность включения в программы по коррекции функционального состояния педагогических и медицинских работников увеличения двигательной активности средствами физической культуры и спорта, применения релаксации в шунгитовой комнате.

Об авторах

Е. А. Баймаков
ФГБОУ ВО «Северо-западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Минздрава России
Россия


И. А. Мишкич
ФГБОУ ВО «Северо-западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Минздрава России
Россия


Ольга Игоревна Юшкова
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова»
Россия

Гл. науч. сотрудник лаборатории физиологии труда и профилактической эргономики, д-р мед. наук, профессор.

e-mail: doktorolga@inbox.ru



А. В. Зайцева
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова»
Россия


Х. Т. Ониани
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова»
Россия


А. В. Капустина
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова»
Россия


Список литературы

1. Бухтияров И.В. Современное состояние и основные направления сохранения и укрепления здоровья работающего населения России. Мед. труда и пром. экол. 2019; 59(9): 527-32.

2. Кучеренко В.З. Общественное здоровье (Т1) и здравоохранение, экономика здравоохранения. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2013.

3. Zwi A.B., Yach D. International health in the 21st century: trends and challenges. Social science and medicine. 2002; 54: 1615-20.

4. Ezzati M., Hoorm S.V., Rodgers F. et al. Estimates of global and regional potential health gains from reducingmul-tiple major risk factors. Lancet. 2003; 362(9380): 271-80.

5. Тутельян В.А. Нутрициология и клиническая диетология (Серия «Национальные руководства»). Под ред. Тутельяна В.А., Никитюка Д.Б. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2020.

6. Драбкина М.В., Вихорева Е.Л. От результатов медико-социального исследования влияния неспецифических и семейных факторов риска на состояние здоровья и профессиональную деятельность преподавателей медицинского училища к формированию профилактической программы в медицинских образовательных учреждениях. Проблемы управления здравоохранением. 2003; 5: 66-9.

7. Бухтияров И.В., Юшкова О.И., Матюхин В.В., Шардакова Э.Ф., Рыбаков И.А. Формирование здорового образа жизни работников для профилактики перенапряжения и сохранения здоровья. Бюллетень «Здоровье населения и среда обитания». 2016; 6(279): 16-19.

8. Трегубова Е.С., Петрова Н.А., Нехорошев А.С. Охрана труда и обеспечение профессиональной безопасности в учреждениях здравоохранения и образования. Под общ. ред. Т.И. Стуколовой; М-во здравоохранения Рос. Федерации. Гос. образоват. учреждение Всерос. учеб.-науч.-метод. по непрерыв. мед. и фармацевт. образованию. М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ; 2003.

9. Ониани Х.Т. Обоснование мероприятий по коррекции функционального состояния операторов с различным уровнем личностной тревожности. Мед. труда и пром. экол. 2012; 4: 20-7.

10. Матюхин В.В., Юшкова О.И., Порошенко А.С. и др. Профилактика нервно-эмоционального перенапряжения при умственных видах деятельности. Казанский медицинский журнал. 2009; 90(4): 521-5.

11. Ониани Х.Т., Сидорова Д.А., Юшкова О.И., Кириченко Л.В., Ленкова Н.И. Возможности комнат психологической разгрузки для работников нервно-эмоционального труда. Мед. труда и пром. экол. 2019; 59(4): 237-41. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-4-237-241

12. Капустина А.В., Кузьмина Л.П., Юшкова О.И., Сериков В.В. Психофизиологическая оценка устойчивости к стрессу при нервно-эмоциональной умственной деятельности. Международный научно-исследовательский журнал (International Research Journal). 2021; 5(107): 83-9. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.107.5.050

13. Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Влияние средств виртуальной реальности на формирование личности. Непрерывное образование: XXI век. 2016; 2(14). https://doi.org/10.15393/j5.art.2016.3128

14. Баймаков Е.А. Научное обоснование комплекса профилактических мер сохранения здоровья преподавателей образовательных организаций высшего и среднего медицинского образования с учетом особенностей профессиональных и поведенческих факторов риска. Профилактическая медицина-2019. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 14-15 ноября 2019 года. Под ред. А.В. Мельцера, И.Ш. Якубовой. Ч. 1. СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова; 2019: 43-50.

15. Heinkel N. Sick Building Syndrome: What It Is and Tips for Prevention. N. Heinkel. Occup. Health Saf. 2016; 85(10): 62-4. PMID: 30280861

16. Сериков В.В., Юшкова О.И., Капустина А.В., Калинина С.А., Ониани Х.Т. Коррекционно-восстановительные средства повышения профессиональной надежности и профилактики перенапряжения работников. Мед. труда и пром. экол. 2019; 59(4): 252-6.

17. Lee E.A. The Past, Present and Future of Cyber-Physical Systems: A Focus on Models. Sensor. 2015; 15: 4837-69. https://doi.org/10.3390/s150304837

18. Zegzhda D.P. Sustainabiliti as a criterion for information security in cyberphysical systems. Automatic Control and Computer Sciences. 2016; 8: 813-9.

19. Капустина А.В., Юшкова О.И., Матюхин В.В. и др. Системный подход в оценке напряжённости труда и умственной работоспособности. Вестник ТвГУ. Серия «Биология и экология». 2016; 1: 23-33.

20. Капустина А.В., Юшкова О.И., Матюхин В.В. Психофизиологические особенности устойчивости к стрессу при отдельных видах умственной работы. Мед. труда и пром. экол. 2018; 1: 12-8

21. Marmot M., Siegrist J., Theorell T. Health and the psychosocial environment at work. In: Social Determinants of Health. Ed. by Marmot M. and Wilkinson R.G. Oxford: Oxford University Press. 2006: 97-130.

22. Баранников В.Г., Кириченко Л.В., Сидорова Д.А. Гигиеническое обоснование применения калийных солей для оптимизации работоспособности студентов. Гигиена и санитария. 2015; 94(4): 73-6.


Рецензия

Для цитирования:


Баймаков Е.А., Мишкич И.А., Юшкова О.И., Зайцева А.В., Ониани Х.Т., Капустина А.В. Риски нарушений здоровья у педагогических, медицинских работников и меры профилактики. Медицина труда и промышленная экология. 2021;61(12):833-840. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-12-833-840

For citation:


Bayimakov E.A., Mishkich I.A., Yushkova O.I., Zajtseva A.V., Oniani K.T., Kapustina A.V. Risks of health disorders in pedagogical, medical workers and preventive measures. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2021;61(12):833-840. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-12-833-840

Просмотров: 50


ISSN 1026-9428 (Print)
ISSN 2618-8945 (Online)