Характеристика условий труда учителей при дистанционном обучении в аспекте развития эмоционального выгорания
https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-10-690-694
Аннотация
Приведены данные, полученные путём проведения опроса учителей средней школы, характеризующие признаки эмоционального выгорания во время проведения образовательного процесса в дистанционном формате. Рассмотрены профилактические мероприятия. Цель исследования — изучение возможного развития эмоционального выгорания у учителей в условиях дистанционного обучения.
Для выявления признаков эмоционального выгорания с использованием опросника В.В. Бойко проведено исследование с участием 72 учителей для выявления признаков эмоционального выгорания. Статистическая обработка данных проводилась с использованием Statistica 13.0.
Средний возраст учителей составил 47,1 года, основную долю составили женщины. 70,0% учителей отметили, что имеют хронические заболевания. Исходя из полученных результатов можно говорить о том, что отсутствие опыта работы у школьных учителей в условиях дистанционного обучения и проведения онлайн занятий явилось психотравмирующим обстоятельством для почти половины учителей, что могло послужить запускающим механизмом стадий развития эмоционального выгорания. Субъективно учителя связали формирование симптомов эмоционального выгорания и нарушений в состоянии здоровья с в двух третях всех случаев с условиями труда, его напряжённостью и сложностями с соблюдением здорового образа жизни в условиях самоизоляции.
Выявленные показатели фаз развития эмоционального выгорания позволяют судить о том, что 45,9% учителей имеют сформированный/доминирующий симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств», зарегистрированный в фазе «напряжение» и 31,2% — симптом «тревога и депрессия». В фазе «резистенция» высокие показатели симптомов «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» — 54,1%, «эмоционально-нравственная дезориентация» — 32,8%, «расширение сферы экономии эмоций» — 31,1% и «редукция профессиональных обязанностей» — 50,8%. В фазе «истощение» симптом «психосоматические и психовегетативные нарушения» сформирован или имеет доминирующее значение у 22,9% учителей.
Факторами, которые по мнению учителей, способствуют формированию эмоционального выгорания являются: напряжённость работы в условиях дистанционного обучения (61,1%); нарушение компонентов образа жизни (36,1%); отсутствие возможности обращаться к врачу (29,2%).
Для профилактики формирования синдрома эмоционального выгорания в условиях дистанционного обучения необходимо соблюдение учителем режима труда и отдыха с соблюдением регламентов рабочего времени в рамках должностных обязанностей и трудового договора, соблюдение правил здорового образа жизни, качественное медицинское обеспечение и обязательное повышение квалификации по вопросам проведения онлайн обучения.
Об авторах
Валерий Иванович ПоповРоссия
Зав. кафедрой общей гигиены ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России, д-р мед. наук, проф.
e-mail: 9038504004@mail.ru
Н. А. Скоблина
Россия
О. Ф. Жуков
Россия
О. В. Луканова
Россия
О. М. Шепелева
Россия
Список литературы
1. Натарова А.А., Попов В.И. Новые подходы в оценке выраженности профессионального выгорания у средних медработников. Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2012; 11(3): 607-10.
2. Натарова А.А., Попов В.И., Сааркоппель Л.М. Социально-гигиенические детерминанты развития профессионального выгорания у медицинских работников среднего звена. Охрана труда и техника безопасности в учреждениях здравоохранения. 2016; 8: 12-21.
3. Аканбаев Б.Н., Каиргали Н.К. Условия профилактики эмоционального выгорания учителя руководителями школ. Вестник КГПИ. 2019; 2(54): 118-123.
4. Рязанцев А.А. Профилактика эмоционального выгорания учителей физической культуры. Физическая культура в школе. 2020; 3: 37-42.
5. Даллакян Р.О. Факторы, способствующие образованию синдрома эмоционального выгорания, в профессиональной деятельности учителя. Инновации. Наука. Образование. 2021; 25: 1378-83.
6. Милушкина О.Ю., Попов В.И., Скоблина Н.А. и др. Использование электронных устройств участниками образовательного процесса при традиционной и дистанционной формах обучения. Вестник Российского государственного медицинского университета. 2020; 3: 85-91.
7. Davis C.R., Grooms J., Ortega A. et al. Distance learning and parental mental health during COVID-19. Educ Res. 2021; 50(1): 61-4.
8. Ferraro F.V., Ambra F.I., Aruta L. et al. Distance learning in the covid-19 era: Perceptions in southern Italy. Educ Sci. 2020; 10(12): 1-10.
9. Кирилова С.А. Эмоциональное выгорание педагога в условиях вынужденного перехода к дистанционному обучению: причины и профилактика. Научное мнение. 2020; 7-8: 76-82.
10. Евдокимов В.И., Есауленко И.Э. и др. Оценка профессионального выгорания у медицинских работников. Методические рекомендации. Воронеж, Санкт-Петербург, 2009.
11. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб.: Сударыня, 2012.
12. Жуков О.Ф., Россошанская Н.С. Профессиональное здоровье учителя. Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011; 3(73): 75-8.
13. Stachteas P., Stachteas C. The psychological impact of the COVID-19 pandemic on secondary school teachers. Psychiatriki. 2020; 31(4): 293-301.
14. Matiz A., Fabbro F., Paschetto A. et al. Positive impact of mindfulness meditation on mental health of female teachers during the COVID-19 outbreak in Italy. Int J Environ Res Public Health. 2020; 17(18): 1-22.
15. Panisoara I.O., Lazar I., Panisoara G. et al. Motivation and continuance intention towards online instruction among teachers during the COVID-19 pandemic: The mediating effect of burnout and technostress. Int J Environ Res Public Health. 2020; 17(21): 1-29.
16. Светайло Р.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности учителя. Современный педагогический взгляд. 2020; 2(39): 16-21.
17. Даллакян Р.О. Эмпирическое исследование синдрома эмоционального выгорания учителей средней общеобразовательной школы. Инновации. Наука. Образование. 2021; 25: 1384-90.
18. Нуркенова А.С. Особенности профессионального эмоционального выгорания учителя средней школы. Калининградский вестник образования. 2019; 4: 9-15.
19. Попов В.И., Либина И.И., Губина О.И. Проблемы совершенствования и оптимизации учебного процесса в медицинском вузе. Здоровье - основа человеческого потенциала - проблемы и пути их решения. 2010; 5(1): 185-6.
20. Отставнова Ю.Ю., Тутынин С.В., Волкова Л.И. Синдром эмоционального выгорания и психоэмоциональных нарушений у учителя средней школы. Уральский медицинский журнал. 2019; 13(181): 73-5.
21. Кирилова С.А. Эмоциональное выгорание педагога в условиях вынужденного перехода к дистанционному обучению: причины и профилактика. Научное мнение. 2020; 7-8: 76-82.
22. Сидельникова Т.Л. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов во время дистанционного обучения. Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2021; 1: 40-7.
23. Милушкина О.Ю., Еремин А.Л., Попов В.И. и др. Гигиеническая оценка и оптимизация условий труда педагогов в период проведения дистанционного обучения. Мед. труда и пром. экол. 2020; 60(7): 424-34.
Рецензия
Для цитирования:
Попов В.И., Скоблина Н.А., Жуков О.Ф., Луканова О.В., Шепелева О.М. Характеристика условий труда учителей при дистанционном обучении в аспекте развития эмоционального выгорания. Медицина труда и промышленная экология. 2021;61(10):690-694. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-10-690-694
For citation:
Popov V.I., Skoblina N.A., Zhukov O.F., Lukanova O.V., Shepeleva O.M. Characteristics of the working conditions of teachers in distance learning in the aspect of the development of emotional burnout. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2021;61(10):690-694. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-10-690-694