Preview

Медицина труда и промышленная экология

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Комплексная оценка влияния территориальных факторов окружающей среды и условий профессионального обучения на адаптацию организма учащихся при освоении рабочих специальностей

https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-8-546-551

Полный текст:

Аннотация

Профессиональное обучение курсантов лицеев в процессе освоения рабочих специальностей сопровождается воздействием на организм подростков эколого-гигиенических территориальных факторов окружающей среды, а также специфических факторов учебно-производственной среды.

Цель исследования — изучить влияние факторов окружающей и учебно-производственной среды лицеев речного транспорта на адаптацию организма подростков в процессе обучения рабочим специальностям.

Проведено обследование 400 курсантов, обучающихся в Саратовском и Балаковском лицеях речного транспорта (по 200 юношей) в возрасте 15–18 лет. Гигиеническая оценка организации и условий учебно-производственного обучения подростков, осваивающих рабочие специальности, проводилась в соответствии с СанПиН 2.4.3.1186-03, оценка условий и характера труда курсантов согласно Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда». Процессы адаптации организма юношей изучали в показателях психофизиологического статуса на компьютерном комплексе КПФК-99 — «Психомат». Для оценки адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам использовали индекс Руфье и пробу Мартине-Кушелевского. Статистическая обработка материалов проводилась с использованием программы «Statistica for Windows 10.0».

Показано, что профессиональное обучение учащихся в процессе прохождения учебной практики в цехах судоремонтного предприятия, а также плавательной практики сопровождается воздействием на курсантов неблагоприятных производственных факторов: микроклиматических, повышенного уровня звукового давления и вибрации, превышения допустимого содержания химических веществ в воздухе рабочей зоны. Характер факторов учебно-производственной деятельности курсантов в периоды прохождения технологической, плавательной практики приводит к снижению процессов адаптации организма юношей, что проявляется изменениями в показателях психофизиологического статуса и функциональной активности деятельности сердечно-сосудистой системы при нагрузочных пробах.

Негативные факторы загрязнения атмосферного воздуха окружающей среды, вне зависимости от территориальной принадлежности населённого пункта, способствуют росту общей заболеваемости курсантов с преобладанием болезней органов дыхания. Среди учащихся с дефицитом или избытком массы тела в процессе прохождения профессиональной практики увеличивается число лиц с низкими показателями адаптационной способности организма к производственным нагрузкам.

Об авторах

Юрий Юрьевич Елисеев
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России; Саратовский медицинский научный центр гигиены ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»
Россия

Зав. кафедрой общей гигиены и экологии Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского, д-р мед. наук, проф.

e-mail: yeliseev55@mail.ru



В. Ф. Спирин
Саратовский медицинский научный центр гигиены ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»
Россия


Ю. В. Елисеева
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России
Россия


Список литературы

1. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М., Молдованов В.В., Иванов В.Ю. Условия формирования здоровья трудового потенциала: проблемы и пути решения. Мед. труда и пром. экол. 2017; (8): 50-4.

2. Ефимова Н.В., Донских И.В., Зароднюк Т.С., Горнов А.Ю. Оценка и прогноз заболеваемости подростков, проживающих в зоне влияния производства алюминия. Мед. труда и пром. экол. 2014;(4): 44-9.

3. Унгуряну Т.Н., Новиков С.М. Подходы к оценке риска для здоровья при воздействии химических веществ с учетом возрастных особенностей Гигиена и санитария. 2012; 5: 98-101.

4. Фертикова Т.Е., Рогачев А.А. Взаимосвязь условий обучения и состояния здоровья студентов вузов. Мед. труда и пром. экол. 2016; 7: 28-31

5. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М. Приоритет факторов риска здоровья учащихся колледжей как основа профилактических программ. Мед. труда и пром. экол. 2017; (9): 104-6.

6. Шубочкина Е.И., Кучма В.Р., Ибрагимова Е.М. Профессиональная ориентация подростков как медико-социальная проблема подготовки трудового потенциала. Вестник Российского государственного медицинского университета. 2013; 5-6: 78-82.

7. Атьков О.Ю., Суворова К.О., Евлашко Ю.П. Система непрерывного профессионального образования в профпатологии. Мед. труда и пром. экол. 2017; 9: 12-3.

8. Ушаков И.Б., Попов В.И., Петрова Т.Н., Есауленко И.Э. Изучение здоровья студентов как результат взаимодействия медико-биологических, экологических и социально-гигиенических факторов риска. Мед. труда и пром. экол. 2017; 4: 38-40.

9. Артеменков А.А. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов экологически неблагополучного города. Экология человека. 2012; (4): 39-44.

10. Елисеева Ю.В., Дубровина Е.А., Елисеев Ю.Ю., Истомин А.В. Состояние реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. Здоровье населения и среда обитания. 2017; 4(289): 35-7.

11. Хамитов Т.Н., Киспаев Т.А., Каракасиди Ю.К. Особенности показателей физического развития и физической подготовленности обучающихся в профессиональных колледжах. Мед. труда и пром. экол. 2017; 9: 204-5.

12. Raymond J. The effects of alpha/theta neurofeedback on personality and mood. Cognitive Brain Research. 2005; 23 (2-3): 287-92.

13. Есауленко И.Э., Ушаков И.Б., Попов В.И., Петрова Т.Н. Гигиеническое обоснование системы управления профессиональными рисками у студентов. Мед. труда и пром. экол. 2017; 4: 13-8.

14. Мартынов И.Д., Флейшман А.Н. Автономная дизрегуляция ортостатических нарушений у лиц молодого возраста, занимающихся физическим трудом. Мед. труда и пром. экол. 2016; 5: 28-31.

15. Войтович А.А., Елисеева Ю.В., Елисеев Ю.Ю. Влияние факторов профессионального обучения на адаптационные процессы учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Российский педиатрический журнал. 2014; 17(1): 38-40.

16. Lazzeri G., Giacchi M.V., Spinelli A., Pammolli A., Dalmasso P., Nardone P., Lamberti A., Cavallo F. Overweight among students aged 11-15 years and its relationship with breakfast, area of residence and parents' education: results from the Italian HBSC 2010 cross-sectional study. Nutrition Journal. 2014; 6(5): 13-69. https://doi.org/10.1186/1475-2891-13-69

17. Милушкина О.Ю., Маркелова С.В., Скоблина Н.А., Татаринчик А.А. Особенности образа жизни современной студенческой молодежи. Здоровье населения и среда обитания. 2018; 11 (308): 5-8.

18. Кику П.Ф., Мельникова И.П., Сабирова К.М. Гигиеническая оценка факторов учебно-производственной среды курсантов высшего морского учебного заведения. Экология человека. 2018; (3): 21-6.

19. Кику П.Ф., Жовнерчук Е.В., Мельникова И.П., Измерова Н.И., Сабирова К.М. Особенности психофизиологической адаптации курсантов в процессе профессионального освоения морских специальностей. Мед. труда и пром. экол. 2018; (12): 19-24.

20. Кубасов Р.В., Лупачев В.В., Кубасова Е.Д. Медико-санитарные условия жизнедеятельности экипажа на борту морского судна (обзор литературы). Мед.труда и пром. экол. 2016; (6): 43-6.


Для цитирования:


Елисеев Ю.Ю., Спирин В.Ф., Елисеева Ю.В. Комплексная оценка влияния территориальных факторов окружающей среды и условий профессионального обучения на адаптацию организма учащихся при освоении рабочих специальностей. Медицина труда и промышленная экология. 2021;61(8):546-551. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-8-546-551

For citation:


Eliseev Yu.Yu., Spirin V.F., Eliseeva Yu.V. Comprehensive assessment of the influence of territorial environmental factors and conditions of vocational training on the adaptation of the body of students in the development of working specialties. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2021;61(8):546-551. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-8-546-551

Просмотров: 85


ISSN 1026-9428 (Print)
ISSN 2618-8945 (Online)