Preview

Медицина труда и промышленная экология

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Сравнительный анализ физических методов обеззараживания транспорта

https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-7-451-458

Полный текст:

Аннотация

Транспорт является объектом массового сосредоточения людей, где работающие и пассажиры с высокой долей вероятности подвергаются воздействию возбудителей инфекционных заболеваний. Болезни, недостаточно эффективно поддающиеся воздействию средств специфической профилактики, грипп и острые респираторные вирусные инфекции составляют 95%. В настоящее время меры по сдерживанию инфекции привели к ограничению транспортной активности. В таких условиях разработка эффективных способов предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путём, не управляемых средствами специфической профилактики, а также сохранение здоровья работников транспортной отрасли являются особенно актуальными задачами.

Цель исследования — определение места расположения и вида обеззараживающего устройства воздуха в кабине водителя железнодорожного транспортного средства и пассажирском салоне сидячего вагона при различных вариантах дыхания (естественный выдох, кашель, чихание).

Для определения места и мощности установки для обеззараживания использован математический метод газодинамических расчётов с использованием твердотельных трёхмерных моделей. Исследование выполнено в программном комплексе SolidWorks, использован модуль FlowSimulation для решения системы нелинейных уравнений Навье–Стокса. Траектории потоков воздуха от дыхания человека в кабине транспортного средства рассчитаны с учётом влияния вентиляции. Исследование эффективности обеззараживания проведено аттестованной лабораторией в условиях эксплуатации транспортного средства.

Результаты расчёта позволили установить, что приборы для физического обеззараживания воздуха в кабине транспортного средства целесообразно расположить на уровне информационной панели с левой стороны или непосредственно по центру. Основанием для выбора технических характеристик прибора для обеззараживания воздуха должны служить сведения о максимальной скорости частиц, поступающих к информационной панели, которая составляет 2,2–3 м/с.

Наиболее безопасным физическим методом дезинфекции воздушной среды транспортных средств является применение закрытых установок ультрафиолетового (УФ) излучения, эффективность которого подтверждена в процессе натурного эксперимента.

Сделано заключение, что формирование зоны заражения при нахождении инфицированного человека в кабине или салоне транспортного средства в значительной степени зависит от продолжительности его нахождения в салоне, интенсивности дыхания и использования им средств индивидуальной защиты. Преимуществом закрытых установок УФ-излучения является одновременное обеспечение высокой эффективности дезинфекции и удовлетворение всем требованиям безопасности (химической, экологической, пожарной, электрической), а также возможности использования метода в присутствии людей. Анализ нормативно-технической документации показал, что УФ-облучатели — единственный на сегодняшний день тип дезинфекционного оборудования, удовлетворяющий требованиям отечественного законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия.

Об авторах

Ольга Ивановна Копытенкова
ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора; ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»
Россия

Гл. науч. сотр. отдела анализа рисков здоровью населения ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья».

e-mail: 5726164@mail.ru



О. С. Сачкова
ФБУН «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены» Роспотребнадзора
Россия


Л. А. Леванчук
ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»
Россия


Список литературы

1. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15.

2. СП 3.1.1.3473-17 «Профилактика брюшного тифа и паратифов», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.06.2017 № 84.

3. СП 3.1.1.2521-09 «Профилактика холеры. Общие требования к эпидемиологическому надзору за холерой на территории Российской Федерации», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2009 № 43.

4. СП 3.1.7.2615-10 «Профилактика иерсиниоза», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.04.2010 № 37.

5. СП 2.5.3650-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 30.

6. Методические указания по поэтапному выходу из режима противоэпидемических ограничений, введённых в условиях COVID-19, при восстановлении авиапассажирских перевозок в гражданской авиации, согласованные письмом Роспотребнадзора от 20.05.2020 № 02/10029-2020-23.

7. Временные методические рекомендации по организации работы предприятий автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и внеуличного транспорта в целях защиты пассажиров и персонала в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки и поэтапного снятия ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), согласованные письмом Роспотребнадзора от 25.05.2020 № 02/110393-2020-23.

8. Временные методические рекомендации по организации работы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки и поэтапного снятия ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), согласованные письмом Роспотребнадзора от 15.06.2020 № 02/12112-2020-23.

9. Временные рекомендации, направленные на безопасное функционирование морского и внутреннего водного транспорта в условиях COVID-19 (вместе с «Временными рекомендациями для судоходных компаний по предупреждению распространения COVID-19», «Временными рекомендациями для морских и речных пассажирских портов и терминалов по предотвращению распространения COVID-19», ««Временными рекомендациями по организации работы в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки в целях защиты пассажиров»), согласованные письмом Роспотребнадзора от 25.05.2020 № 02/10389-2020-23.

10. Временные рекомендации по обеспечению противоэпидемической безопасности пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, направленные на снижение риска возникновения и распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), согласованные письмом Роспотребнадзора от 25.05.2020 № 02/10398-2020-23.

11. Временные рекомендации по обеспечению противоэпидемической безопасности пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, направленные на снижение риска возникновения и распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), согласованные письмом Роспотребнадзора от 25.05.2020 № 02/10398-2020-23.

12. Беляев Е.Н. Социально-гигиенические технологии - стратегия обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Е.Н. Беляев, Т.А. Семенова. Материалы XI Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 2012; 1: 73-5.

13. Luke T.C. and J.-P. Rodrigue. Protecting Public Health and Global Freight Transportation Systems during an Influenza Pandemic. American Journal of Disaster Medicine. 2008; 3(2): 99-107.

14. Breitner S., Stolzel M., Cyrys J. et al. Short-term mortality rates during a decade of improved air quality in Erfurt, Germany. Environ. Health Perspect. 2009; 117(3): 448-54.

15. Федоров Ю.Н. Оценка перспектив развития железнодорожной инфраструктуры России. Ю.Н. Федоров. Транспорт Российской Федерации. 2011; 3 (34): 4-7.

16. Knox E.G. Atmospheric pollutants and mortalities in English local authority areas. J. Epidemiol, and Community Health. 2008; 52: 442-7.

17. Tang J.W., Li Y., Eames I., Chan P.K. & Ridgway G.L. Factors involved in the aerosol transmission of infection and control of ventilation in healthcare premises. J. Hosp. Infect. 2006; 64: 100-14.

18. Электронный ресурс. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3335026/ (дата обращения 12.12.2021)

19. Алямовский А.А. Solid Works Simulation. Как решать практические задачи. СПб.: БХВ-Петербург; 2012.


Для цитирования:


Копытенкова О.И., Сачкова О.С., Леванчук Л.А. Сравнительный анализ физических методов обеззараживания транспорта. Медицина труда и промышленная экология. 2021;61(7):451-458. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-7-451-458

For citation:


Kopytenkova O.I., Sachkova O.S., Levanchuk L.A. Comparative analysis of physical methods of transport disinfection. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2021;61(7):451-458. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2021-61-7-451-458

Просмотров: 48


ISSN 1026-9428 (Print)
ISSN 2618-8945 (Online)