Preview

Медицина труда и промышленная экология

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Гигиеническая оценка и оптимизация условий труда педагогов в период проведения дистанционного обучения

https://doi.org/10.31089/1026-9428-2020-60-7-424-434

Полный текст:

Аннотация

Введение. Представлены материалы пилотного исследования, проведенного в период стремительного вынужденного перехода образовательных организаций Российской Федерации к реализации образовательной деятельности в удаленном (дистанционном) формате.

Цель исследований — гигиеническая оценка использования информационно-коммуникационных технологий и особенностей образа жизни педагогов в период организации обучения в дистанционном формате.

Материалы и методы. Проведен сравнительный анализ данных анкетирования (использован опросник, разработанный преподавателями кафедры гигиены педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России) преподавателей организаций общего образования, среднего и высшего профессионального образования по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе проведения учебных занятий в традиционном и удаленном формате, рассмотрены вопросы субъективной оценки педагогами степени воздействия современных гаджетов и времени их использования на состояние их здоровья, а также изучен уровень компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения учащихся и сохранения своего собственного здоровья. Всего опрошено 1452 педагога, основную долю составляли женщины (около 80%), проживающие в различных городах России. Результаты. Учителя школ и преподаватели вузов в целом адекватно оценивают риск воздействия поведенческих факторов нерационального использования электронных устройств (ЭУ) на состояние здоровья. Однако присутствует группа педагогов, «недооценивающих риск воздействия фактора» (около 20%), при этом их число возросло в мартеапреле 2020 года, т. е. в период перехода на обучение в удаленном формате. Онлайн-обучение оказывает воздействие на состояние организма как обучающегося, так и педагога.
Сравнительный анализ показал, что в период дистанционного обучения возросло количество используемых ЭУ; в несколько раз увеличилось экранное время работы; возросли нагрузки на состояние зрительного анализатора, опорнодвигательного аппарата; изменился образ жизни педагогов, существенно выросло нервно-эмоциональное напряжение. Полученные данные подтверждают целесообразность проведения дальнейших исследований в данном направлении, необходимость нормирования труда педагога в новых условиях удаленной работы в онлайн формате с целью сохранения его здоровья.

Выводы. Перевод образовательного процесса в удаленный формат способствует существенному увеличению нагрузки на отдельные функциональные системы организма педагога, что отрицательно сказывается на состоянии его здоровья.

Об авторах

О. Ю. Милушкина
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России
Россия
ул. Островитянова, 1, Москва, 117997


А. Л. Еремин
НОЧУ ВО «Кубанский медицинский институт»; ООО «Научно-исследовательский институт гигиены и экологии»
Россия
ул. Буденного, 198, Краснодар, 350015
ул. Таманская, 180, Краснодар, 350040


В. И. Попов
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России
Россия

Попов Валерий Иванович, зав. каф. общей гигиены

Студенческая ул., 10, Воронеж, 394036



Н. А. Скоблина
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России
Россия
ул. Островитянова, 1, Москва, 117997


С. В. Маркелова
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России
Россия
ул. Островитянова, 1, Москва, 117997


Н. В. Соколова
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет», Министерства науки и высшего образования России
Россия
ул. Ленина, 86, Воронеж, 394043


А. А. Татаринчик
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Минздрава России
Россия
ул. Островитянова, 1, Москва, 117997


Список литературы

1. Лобачев С.Л. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект. М: МЭСИ; 2008.

2. Полат Е.С. К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения. Открытое образование. 2005; 3: 71–7.

3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: ИИО РАО; 2010.

4. Таренко Л.Б. Особенности использования дистанционных технологий при подготовке студентов информационно-ориентированных специальностей. Образовательные технологии и общество. 2013; 16(3): 552–60.

5. Чванова М.С., Храмова М.В. Факторы перехода дистанционных технологий подготовки специалистов на новый уровень развития. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010; 85(5): 222–35.

6. Чванова М.С., Храмова М.В. Модернизация технологий дистанционного обучения наукоемких специальностей: монография. Тамбов; 2012.

7. Kaplan Andreas M.; Haenlein Michael. «Higher education and the digital revolution: About MOOCs, SPOCs, social media, and the Cookie Monster». Business Horizons. 2016; 59 (4): 441–50.

8. Lima M.A., Nascimento J.C., Silva A.B.R., Barros L.M., Pagliuca L.M.F., Caetano J.Áo. Evaluation of the self-eye examination method for health promotion. Rev Esc Enferm USP. 2018; 52: e03340. DOI: 10.1590/S1980-220X2017003803340

9. Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А., Маркелова С.В. и др. Оценка рисков здоровью школьников и студентов при воздействии обучающих и досуговых информационно-коммуникационных технологий. Анализ риска здоровью. 2019; 3: 135–43.

10. Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Татаринчик А.А., Мелихова Е.П., Либина И.И., Попов М.В. Влияние электронных устройств на физическое развитие современной молодежи и рекомендации по регламенту их использования. Вестник Российского государственного медицинского университета. 2019; 4: 22.

11. Попов М.В., Либина И.И., Мелихова Е.П. Оценка влияния гаджетов на психоэмоциональное состояние студентов. Молодежный инновационный вестник. 2019; 8 (2): 676–8.

12. Третьякова Н.В. Инновации в управлении качеством здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Качество. Инновации. Образование. 2013; 8 (99): 28–36.

13. Gorghiu, L.M., Gorghiu, G., Dumitrescu, C., Olteanu, R.L., & Glava, A.E. Integrating ICT in traditional training-reactions of teachers and pupils’ involved in FISTE project activities. ProcediaSocial and Behavioral Sciences. 2011; (30) 1142–6.

14. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л., Царьков П.Е. Условия труда педагогов: хронометрический и социологический анализ. М.: Центр социологических исследований; 2016.

15. Eryomin A.L. Information ecology — a viewpoint. International Journal of Environmental Studies. 1998; 54: 241–53.

16. Бухтияров И.В. и др. Основы информационной гигиены: концепции и проблемы инноваций. Гигиена и санитария. 2014; 4: 5–9.

17. Denisov E.I. Informational Hygiene as A Medical and Biological Tool for Health Preservation in The Digital Era. Am J Biomed Sci & Res. 2019; 4 (2).

18. Díaz Nafría J.M. at al. Interdisciplinary Elucidation of Concepts, Metaphors, Theories and Problems Concerning Information — glossariumBITri. Ecuador: UEPSE; 2016.


Для цитирования:


Милушкина О.Ю., Еремин А.Л., Попов В.И., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Соколова Н.В., Татаринчик А.А. Гигиеническая оценка и оптимизация условий труда педагогов в период проведения дистанционного обучения. Медицина труда и промышленная экология. 2020;(7):424-434. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2020-60-7-424-434

For citation:


Milushkina O.Yu., Eremin A.L., Popov V.I., Skoblina N.A., Markelova S.V., Sokolova N.V., Tatarinchik A.A. Hygienic assessment and optimization of working conditions for teachers during distance learning. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2020;(7):424-434. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2020-60-7-424-434

Просмотров: 24


ISSN 1026-9428 (Print)
ISSN 2618-8945 (Online)