Тревожно-депрессивная симптоматика у больных в клинике профессиональных заболеваний
Аннотация
Актуальность. Депрессия и тревога, наблюдающаяся в общемедицинской практике, может приводить к дезадаптирующим состояниям, снижающим работоспособность, и способствует проявлению различных психосоматических нарушений. Поэтому своевременная диагностика данных расстройств во многих случаях становится важным условием успешности оказания медицинской помощи и возвращения пациента к труду. Клинические проявления профессиональных и производственно обусловленных заболеваний зачастую сопровождаются тревожной и депрессивной симптоматикой, которая может протекать как коморбидное психическое расстройство либо быть аффективным включением.
Цель исследования — изучить характер распределения и выраженность значений вторичной тревоги и депрессии при оказании специальной стационарной медицинской помощи по профилю профпатологии путем проведения скринингового обследования и разработать практические рекомендации по диагностике.
Материалы и методы. С помощью госпитальной шкалы тревоги и депрессии HADS и шкалы депрессии Бека у входящего потока пациентов (n=260) проводилось тестирование на выявление показаний вторичной тревоги и депрессии. Для изучения зависимостей выраженности значений тревоги от выраженности значений депрессии и выраженности тревоги и депрессии от возраста пациентов использовался корреляционный анализ. С помощью критерия Манна — Уитни проведено сравнение между выборкой респондентов со значениями тревоги и депрессии и контрольной группой с нормальными показателями для всех групп болезней по МКБ–10. Также в общей выборке и в отдельности для группы мужчин и женщин проведено сравнение трех групп заболеваний — профессиональных, производственно обусловленных и других. Результаты. В группе риска из 94 пациентов с выраженной симптоматикой тревоги (10,9±2,84) и депрессии (10,2±1,9) 67% составили женщины. У данной группы более высокие показатели тревоги и депрессии по опроснику HADS по сравнению с группой мужчин (33%, p<0,001). Зависимость выраженности признаков тревоги от выраженности признаков депрессии для совместной выборки мужчин и женщин составила 0,337 (p≤0,05). В отдельности для группы женщин 0,251 (p≤0,05) и для группы мужчин 0,252 (p≤0,05). Это позволяет считать, что с повышением выраженности тревоги может расти и выраженность депрессии. Зависимость между возрастом пациента и выраженностью его симптомов тревоги 0,144 (p≤0,05) и депрессии 0,199 (p≤0,05) подтверждает тенденцию к данной зависимости. Характер распределения показателей тревоги и депрессии среди пациентов с профессиональной и производственно обусловленной патологией показал преобладание значения тревоги при профессиональных (10,5±2,4) и производственно обусловленных (11,8±3,2) заболеваниях в группе женщин. Преобладание депрессии при профессиональных (10,5±2,4) и производственно обусловленных (10,4±2) заболеваниях также была выявлена в группе женщин. Критерий различия между выборкой респондентов со значениями тревоги и депрессии и контрольной группой с нормальными показателями для всех групп болезней по МКБ–10 (p<0,001). Различия показателей депрессии между группами профессиональных и производственно обусловленных заболеваний (р=0,08) свидетельствуют о том, что у пациентов с профессиональными заболеваниями значения по шкале депрессии более выражены. У женщин с профессиональными и производственно обусловленными заболеваниями значения депрессия гораздо выше, чем у женщин с прочими заболеваниями (р=0,02). Таким образом, у женщины с профессиональными и производственно обусловленными заболеваниями показатели шкал тревоги и депрессии выше, чем у мужчин.
Выводы. Скрининговое обследование на наличие признаков тревоги и депрессии при оказании специальной стационарной медицинской помощи по профилю профпатологии, выявило повышенные показатели по тревоге и депрессии в группе женщин. С повышением выраженности показателей тревоги растет и выраженность показателей депрессии. Зависимость показателей тревоги и депрессии от возраста пациентов подтверждают тенденцию к данной зависимости. Характер распределения показателей тревоги и депрессии среди пациентов с профессиональной и производственно обусловленной патологией показал преобладание значения тревоги при профессиональных и производственно обусловленных заболеваниях в группе женщин. Преобладание показателей депрессии при профессиональных и производственно обусловленных заболеваниях также была выявлена в группе женщин. В женской группе у пациенток с профессиональными и производственно обусловленными заболеваниями показатели депрессии гораздо выше, чем у пациенток с прочими заболеваниями. Таким образом, женщины с профессиональными и производственно обусловленными заболеваниями более склонны испытывать тревожные и депрессивные переживания, чем мужчины. Разработка практических рекомендаций по диагностике признаков тревоги и депрессии сводится к психопросветительской работе по предупреждению негативной стигматизации вопросов, касающихся психического здоровья, проведения своевременных обследований с элементами биоинформационного моделирования и с использованием системы поддержки принятия врачебных решений.
Об авторах
Е. В. ЖовнерчукРоссия
Жовнерчук Евгений Владимирович – вед. науч. сотр. ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда им. академика Н.Ф. Измерова», проф. каф. психиатрии, наркологии и психотерапии Академии постдипломного образования ФГБУ «ФНКЦ ФМБА России», д-р мед. наук, доц.
пр-т Буденного, 31, Москва, 105275
Волоколамское шоссе, 91, Москва, 125371
И. В. Бухтияров
Россия
пр-т Буденного, 31, Москва, 105275
Д. Е. Хатин
Россия
пр-т Буденного, 31, Москва, 105275
А. В. Московенко
Россия
пр-т Буденного, 31, Москва, 105275
В. В. Сериков
Россия
пр-т Буденного, 31, Москва, 105275
А. А. Закревская
Россия
пр-т Буденного, 31, Москва, 105275
Список литературы
1. Федотов А.В. Тревожно-депрессивные расстройства в общеклинической практике. Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2008; 3: 83–8.
2. Краснов В.Н., Довженко Т.В., Бобров А.Е. Тревожно-депрессивные расстройства у пациентов первичной медицинской сети. Медицинский вестник. 2010; 11(516): 9–10.
3. Смулевич А.Б. Депрессии в общемедицинской практике. А.Б. Смулевич. М.: Издательство «Берег»; 2000.
4. Всемирный день здоровья — 7 апреля 2017 г. Всемирная организация здравоохранения. 2017. https://www.who.int/campaigns/world-health-day/2017/ru.
5. Бухтияров И.В., Глухов Д.В. Формирование посттравматических стрессовых расстройств у военнослужащих в боевой обстановке. Мед. труда и пром. экол. 2018; 2; 10–4.
6. Краснов В.Н. Проблемы современной диагностики депрессии. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2012; 11(2): 3–10.
7. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С. и др. Особенности ретестовой надежности шкалы депрессии А. Бека. Психология, социология и педагогика. 2016; 4. http://psychology.snauka.ru/2016/04/6649.
8. Bjelland I., Dahl A.A., Haug T.T., Neckelmann D. The validity of the Hospital Anxiety and Depression Scale. An updated literature review. J Psychosom Res. 2002; 52 (2): 69–77.
9. Удалова Т.Ю., Багишева Н.В., Мордык А.В. и др. Пограничные психические расстройства у пациентов с сочетанной патологией бронхолегочной системы. Медицинский альманах. 2017; 5: 150–4.
10. Миронова Н.В., Нарышкина С.В. Тревожно-депрессивные расстройства у больных хронической обструктивной болезнью легких. Бюллетень физиологии и патологии дыхания. 2015; 55: 132–9.
11. Петрухин И.С., Лунина Е.Ю. Диагностическая ценность спектрального анализа вариабельности ритма сердца для выявления кардиальной автономной нейропатии при сахарном диабете II типа. Российский кардиологический журнал. 2012; 3(95): 42–6.
12. Лагутина Г.Н., Скрыпник О.В., Лагутина А.П. Производственно обусловленная цереброваскулярная патология. Мед. труда и пром. экол. 2017; 9: 106.
13. Piepoli M.F., Hoes A.W., Agewall S., et al. 2016 European Guidelines on cardiovascular disease prevention in clinical practice: The Sixth Joint Task Force of the European Society of Cardiology and Other Societies on Cardiovascular Disease Prevention in Clinical Practice (constituted by representatives of 10 societies and by invited experts) Developed with the special contribution of the European Association for Cardiovascular Prevention & Rehabilitation (EACPR). Eur Heart J. 2016; 37(29): 2315–81.
14. Konrad M., Jacob L., Rapp M.A., Kostev K. Depression risk in patients with coronary heart disease in Germany. World J Cardiol. 2016; 8(9): 547–52.
15. Мареев В.Ю., Дробижев М.Ю., Беграмбекова Ю.Л. Тревожно-депрессивная симптоматика у пациентов с хронической сердечной недостаточностью: выбор тактики лечения. Кардиология. 2018; 5: 57–64.
16. Пушкарев Г.С., Кузнецов В.А., Фишер Я.А. и др. Влияние депрессивной симптоматики на риск смерти от всех причин у пациентов с хронической сердечной недостаточностью, перенесших сердечную ресинхронизирующую терапию. Кардиология. 2019; 59 (1): 5–11.
17. Органов Р.Г., Погосова Г.В., Шальнова С.А. и др. Депрессивные расстройства в общемедицинской практике по данным исследования КОМПАС: взгляд кардиолога. Кардиология. 2005; 8: 37–43.
18. Беграмбекова Ю.Л., Мареев В.Ю., Дробижев М.Ю. Влияние психоэмоциональных нарушений на эффективность программы обучения и активного амбулаторного контроля у пациентов с сердечной недостаточностью. Российский кардиологический журнал. 2016: 136 (8): 48–52.
19. Ponikowski P., Voors A.A., Anker S.D., et al. 2016 ESC Guidelines for the diagnosis and treatment of acute and chronic heart failure: The Task Force for the diagnosis and treatment of acute and chronic heart failure of the European Society of Cardiology (ESC)Developed with the special contribution of the Heart Failure Association (HFA) of the ESC. Eur Heart J. 2016; 37(29): 2129–200.
20. Профессиональные болезни: Учебное пособие. Косарев В.В., Бабанов С.А. М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М Издательский дом; 2016: 252.
21. Непершина О.П., Лагутина Г.Н., Кузьмина Л.П. и др. Современный подход к оценке сенсорных нарушений при полинейропатии вибрационного генеза. Мед. труда и пром. экол. 2016; 6: 37–42.
22. Яскевич Р.А. Особенности влияния нейросенсорной тугоухости на качество жизни у пожилых мигрантов крайнего севера. ООО «Медико-технологическое предприятие «Ньюдиамед». 2016; 22 (9–10): 73–4.
23. Яскевич Р.А., Игнатова И.А., Шилов С.Н. и др. Влияние тревожно-депрессивных расстройств на качество жизни слабослышащих мигрантов Крайнего Севера в период реадаптации к новым климатическим условиям. Современные проблемы науки и образования. 2014; 4: 279.
24. Заложных П.Б. Клиническое течение тревожно-депрессивных расстройств у пациентов с «классическими» психосоматическими заболеваниями. Молодой ученый. 2015; 3: 285–8.
Рецензия
Для цитирования:
Жовнерчук Е.В., Бухтияров И.В., Хатин Д.Е., Московенко А.В., Сериков В.В., Закревская А.А. Тревожно-депрессивная симптоматика у больных в клинике профессиональных заболеваний. Медицина труда и промышленная экология. 2020;(2):74-80. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2020-60-2-74-80
For citation:
Zhovnerchuk E.V., Bukhtiyarov I.V., Khatin D.E., Moskovenko A.V., Serikov V.V., Zakrevskaya A.A. Anxiety-depressive symptoms in patients in the clinic of occupational diseases. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2020;(2):74-80. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2020-60-2-74-80