Возможности комнат психологической разгрузки для работников нервно-эмоционального труда
https://doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-4-237-241
Аннотация
Проблема ранней профилактики функциональных нарушений, утомления в процессе обучения, трудовой деятельности и способы коррекции (пребывание работников и студентов в комнатах психологической разгрузки, оформленной с использованием магнезиально-шунгитовых и калийных материалов) являются в настоящее время актуальной и важной частью научного обеспечения учебной деятельности лиц интеллектуального труда.
Дано психофизиологическое обоснование эффективности использования релаксации в шунгитовой комнате работников нервно-эмоционального умственного труда и пребывания в сильвинитовой учебной аудитории студентов.
Гигиеническая оценка напряженности труда по классам вредности проводилась в соответствии с Руководством 2.2.2006.05. Производственные психофизиологические исследования были направлены на определение физиологических характеристик функционального состояния центральной нервной (ЦНС) и сердечно-сосудистой (ССС) систем с использованием общепринятых методов (проводились в комнате психологической разгрузки). Психологические исследования включали оценку уровня тревожности по тесту Спилбергера. Всего обследовано около 150 человек в возрасте 32,00±1,15 года со стажем работы в профессии 10,00±0,99 года. В исследовании в сильвинитовой учебной аудитории приняло участие 92 студента старших курсов обоих полов в возрасте 22–25 лет. Все обучающиеся были разделены на две группы: группа наблюдения — 56 студентов, проходивших обучение в сильвинитовой учебной аудитории, и группа сравнения — 36 студентов, занимавшихся в обычной учебной комнате. Физиологические исследования подтвердили положительное воздействие комплекса гигиенических факторов внутренней среды сильвинитовой аудитории на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем студентов. Установлены особенности положительного воздействия шунгитовой комнаты (ШК) на ведущие функции ЦНС у работников с разной напряженностью труда. Восстановление в ШК в большей степени повышают уровни функции внимания, скорости восприятия сигналов и кратковременной оперативной памяти у работников с высокой нервно-эмоциональной напряженностью труда.
Показано, что важным свойством шунгитовой коррекции является повышение активности функций ЦНС при высокой степени напряженности труда. У студентов в процессе выполнения напряженного умственного труда особенности формирования функционального состояния и работоспособности тесно взаимосвязаны с увеличением площади соляной поверхности.
Об авторах
Х. Т. ОнианиРоссия
пр-т Буденного, 31, Москва, 105275.
Д. А. Сидорова
Россия
ул. Петропавловская, 26, Пермь, 614990.
О. И. Юшкова
Россия
пр-т Буденного, 31, Москва, 105275.
Л. В. Кириченко
Россия
ул. Петропавловская, 26, Пермь, 614990.
Н. И. Ленкова
Россия
ул. Трубецкая, 8/2, Москва, 119991.
Список литературы
1. Измеров Н.Ф., Каспаров А.А. Медицина труда. Введение в специальность: Пособие для последипломной подготовки врачей. М.: Медицина; 2002.
2. Ониани Х.Т. Психофизиологическая коррекция функ-ционального состояния организма работников умственного труда как мера профилактики перенапряжения: Дис. ... канд. мед. наук. М., 2013.
3. Ярушкин Н.Н., Сатонина Н.Н. Повышение уровня подготовки в высшей школе на основе оптимизации условий учебной деятельности студентов. Вестник Самарского государственного технического университета. 2013; 2 (8): 123-31.
4. Ониани Х.Т. Обоснование мероприятий по коррекции функционального состояния операторов с различным уровнем личностной тревожности. Мед. труда и пром. экол. 2012; 4: 20-7.
5. Миннибаев Т.Ш., Мельниченко П.И., Архангельский В.И., Прохоров Н.И., Тимошенко К.Т., Гончарова Г.А. Социально-гигиеническая и психолого-педагогическая адаптация студентов. Гигиена и санитария. 2012; 1: 48-50.
6. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора; 2005.
7. Нифонтова О.Л., Иост А.А., Ерещенко П.П. Влияние специфики обучения в высшем учебном заведении на возможности нервной системы человека. В мире научных открытий. 2013; 11.2 (47): 129-37.
8. Баранников В.Г., Кириченко Л.В., Сидорова Д.А. Гигиеническое обоснование применения калийных солей для оптимизации работоспособности студентов. Гигиена и санитария. 2015; 94 (4): 73-76.
9. Матюхин В.В. Умственная работоспособность с позиции теории о функциональных системах (обзор литературы). Мед. труда и пром. экол. — 1993. — № 3-4. — С. 28-30.
10. Кириченко Л.В., Баранников В.Г., Русанова Е.А., Дементьев С.В. Соляное устройство для оздоровления учащихся: пат. 2462218 Рос. Федерация: МПК A61G 10/02; №2011115339/12.
11. Физиологические нормы напряжения организма человека при различных видах трудовой деятельности (физический, умственный, зрительный) Методические указания, утв. Межведомственным советом «Медико-экологические проблемы здоровья работающих» 11.02.2003.
Рецензия
Для цитирования:
Ониани Х.Т., Сидорова Д.А., Юшкова О.И., Кириченко Л.В., Ленкова Н.И. Возможности комнат психологической разгрузки для работников нервно-эмоционального труда. Медицина труда и промышленная экология. 2019;(4):237-241. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-4-237-241
For citation:
Oniani K.T., Sidorova D.A., Yushkova O.I., Kirichenko L.V., Lenkova N.I. Possibilities of rooms of psychological unloading for workers of neuro-emotional work. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2019;(4):237-241. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-4-237-241