Preview

Медицина труда и промышленная экология

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Возможности комнат психологической разгрузки для работников нервно-эмоционального труда

https://doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-4-237-241

Полный текст:

Аннотация

Проблема ранней профилактики функциональных нарушений, утомления в процессе обучения, трудовой деятельности и способы коррекции (пребывание работников и студентов в комнатах психологической разгрузки, оформленной с использованием магнезиально-шунгитовых и калийных материалов) являются в настоящее время актуальной и важной частью научного обеспечения учебной деятельности лиц интеллектуального труда.

Дано психофизиологическое обоснование эффективности использования релаксации в шунгитовой комнате работников нервно-эмоционального умственного труда и пребывания в сильвинитовой учебной аудитории студентов.

Гигиеническая оценка напряженности труда по классам вредности проводилась в соответствии с Руководством 2.2.2006.05. Производственные психофизиологические исследования были направлены на определение физиологических характеристик функционального состояния центральной нервной (ЦНС) и сердечно-сосудистой (ССС) систем с использованием общепринятых методов (проводились в комнате психологической разгрузки). Психологические исследования включали оценку уровня тревожности по тесту Спилбергера. Всего обследовано около 150 человек в возрасте 32,00±1,15 года со стажем работы в профессии 10,00±0,99 года. В исследовании в сильвинитовой учебной аудитории приняло участие 92 студента старших курсов обоих полов в возрасте 22–25 лет. Все обучающиеся были разделены на две группы: группа наблюдения — 56 студентов, проходивших обучение в сильвинитовой учебной аудитории, и группа сравнения — 36 студентов, занимавшихся в обычной учебной комнате. Физиологические исследования подтвердили положительное воздействие комплекса гигиенических факторов внутренней среды сильвинитовой аудитории на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем студентов. Установлены особенности положительного воздействия шунгитовой комнаты (ШК) на ведущие функции ЦНС у работников с разной напряженностью труда. Восстановление в ШК в большей степени повышают уровни функции внимания, скорости восприятия сигналов и кратковременной оперативной памяти у работников с высокой нервно-эмоциональной напряженностью труда.

Показано, что важным свойством шунгитовой коррекции является повышение активности функций ЦНС при высокой степени напряженности труда. У студентов в процессе выполнения напряженного умственного труда особенности формирования функционального состояния и работоспособности тесно взаимосвязаны с увеличением площади соляной поверхности. 

Об авторах

Х. Т. Ониани
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова».
Россия
пр-т Буденного, 31, Москва,  105275.


Д. А. Сидорова
ФГБОУ ВО Пермский государственный ме дицинский университет им. академика Е.А. Вагнера» Минздрава РФ.
Россия
ул. Петропавловская, 26, Пермь, 614990.


О. И. Юшкова
ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова».
Россия
пр-т Буденного, 31, Москва,  105275.


Л. В. Кириченко
ФГБОУ ВО Пермский государственный ме дицинский университет им. академика Е.А. Вагнера» Минздрава РФ.
Россия
ул. Петропавловская, 26, Пермь, 614990.


Н. И. Ленкова
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России.
Россия
ул. Трубецкая, 8/2, Москва,  119991.


Список литературы

1. Измеров Н.Ф., Каспаров А.А. Медицина труда. Введение в специальность: Пособие для последипломной подготовки врачей. М.: Медицина; 2002.

2. Ониани Х.Т. Психофизиологическая коррекция функ-ционального состояния организма работников умственного труда как мера профилактики перенапряжения: Дис. ... канд. мед. наук. М., 2013.

3. Ярушкин Н.Н., Сатонина Н.Н. Повышение уровня подготовки в высшей школе на основе оптимизации условий учебной деятельности студентов. Вестник Самарского государственного технического университета. 2013; 2 (8): 123-31.

4. Ониани Х.Т. Обоснование мероприятий по коррекции функционального состояния операторов с различным уровнем личностной тревожности. Мед. труда и пром. экол. 2012; 4: 20-7.

5. Миннибаев Т.Ш., Мельниченко П.И., Архангельский В.И., Прохоров Н.И., Тимошенко К.Т., Гончарова Г.А. Социально-гигиеническая и психолого-педагогическая адаптация студентов. Гигиена и санитария. 2012; 1: 48-50.

6. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора; 2005.

7. Нифонтова О.Л., Иост А.А., Ерещенко П.П. Влияние специфики обучения в высшем учебном заведении на возможности нервной системы человека. В мире научных открытий. 2013; 11.2 (47): 129-37.

8. Баранников В.Г., Кириченко Л.В., Сидорова Д.А. Гигиеническое обоснование применения калийных солей для оптимизации работоспособности студентов. Гигиена и санитария. 2015; 94 (4): 73-76.

9. Матюхин В.В. Умственная работоспособность с позиции теории о функциональных системах (обзор литературы). Мед. труда и пром. экол. — 1993. — № 3-4. — С. 28-30.

10. Кириченко Л.В., Баранников В.Г., Русанова Е.А., Дементьев С.В. Соляное устройство для оздоровления учащихся: пат. 2462218 Рос. Федерация: МПК A61G 10/02; №2011115339/12.

11. Физиологические нормы напряжения организма человека при различных видах трудовой деятельности (физический, умственный, зрительный) Методические указания, утв. Межведомственным советом «Медико-экологические проблемы здоровья работающих» 11.02.2003.


Для цитирования:


Ониани Х.Т., Сидорова Д.А., Юшкова О.И., Кириченко Л.В., Ленкова Н.И. Возможности комнат психологической разгрузки для работников нервно-эмоционального труда. Медицина труда и промышленная экология. 2019;(4):237-241. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-4-237-241

For citation:


Oniani K.T., Sidorova D.A., Yushkova O.I., Kirichenko L.V., Lenkova N.I. Possibilities of rooms of psychological unloading for workers of neuro-emotional work. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2019;(4):237-241. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-4-237-241

Просмотров: 41


ISSN 1026-9428 (Print)
ISSN 2618-8945 (Online)