Preview

Медицина труда и промышленная экология

Расширенный поиск

Физиолого-гигиеническое обоснование здоровьесберегающих технологий в учреждениях технического и профессионального образования

https://doi.org/10.31089/1026-9428-2018-8-31-37

Аннотация

В статье проведен анализ научно-методической литературы и собственные исследования по изучению здоровьесберегающих технологий (ЗСТ) в образовательных учреждениях (ОУ), в том числе и в учреждениях технического и профессионального образования (ТиПО). Дано физиолого-гигиеническое обоснование ЗСТ в ТиПО, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в профессиональных технических колледжах (ПТК) где они осваивают массовые профессии и активное формирование профессиональной пригодности.

Об авторах

Т. А. Киспаев
Карагандинский государственный университет им Е.А. Букетова
Казахстан

Киспаев Тохтар Атамбаевич, кандидат медицинских наук, профессор кафедры Теории и методики физической культуры и спортивной подготовки 

ул. Университетская, 28, Караганда, 100028



Т. Н. Хамитов
РГП на ПХВ «Национальный центр гигиены труда и профессиональных заболеваний» МЗ РК
Казахстан

Хамитов Тулеген Нургалиевич, кандидат медицинских наук, директор

ул. Мустафина, 15, Караганда, 100017


Список литературы

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медицинские и социальные аспекты современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей. М.: ГОТАР. Медиа; 2007.

2. Медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста. Под ред. В.Р. Кучмы., Л.М. Сухаревой. М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН; 2004.

3. Шубочкина Е.И. Гигиенические проблемы профессионального обучения подростков в условиях реформирования системы начального профессионального образования. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (1904–1954– 2004). М.: Издательский дом «Династия», 2006: 288–96.

4. Киспаев Т.А. Научные основы профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся в техническом и профессиональном образовании: Монография. Караганда: Изд-во КарГУ, 2014.

5. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Учеб. пособие. Б.X. Ланда. М.: Советский спорт, 2005.

6. Киспаев Т.А. Здоровьесберегающие технологии в учреждениях технического и профессионального образования при освоении подростками массовых профессий. Мед. труда и пром. экол. 2015; 9: 68–9.

7. Баранов А.А, Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2008.

8. Кучма В.Р., Соколова С.Б., Рапопорт И.К., Макарова А.Ю. Организация профилактической работы в образовательных учреждениях: проблемы и пути решения. Гигиена и сан. 2015; 1: 5–8.

9. Баранов А.А., Щеплыгина Л.А., Ямпольская Ю.А. и др. Биологические особенности подросткового возраста. Проблемы подросткового возраста. Избранные главы. М.; 2003: 5–53.

10. Подросток: Физиолого-гигиенические и психосоциальные основы обучения и воспитания. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Павлович К.Э. М.: МИОО, 2004.

11. Киспаев Т.А. Модель профессионального центра «образование и здоровье». Гигиена детей и подростков: история и современность (проблемы и пути решения). М-алы Всероссийской научн.-практ. конф. с межд. участием. М.; 2009: 210–1.

12. Баранов А.А., Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. и др. Состояние здоровья современных подростков. Медико-социальные проблемы воспитания: Монография. М.: Изд-во «Педиатр»; 2014; Гл. 1: 15–21.

13. Куинджи Н.Н., Зорина И.Г. Опыт применения социально-гигиенического мониторинга в гигиене детей и подростков. Гигиена и санитария. 2012. 4: 53–7.

14. Киспаев Т.А. Из опыта работы школ Караганды по организации здоровьсберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений. Аллергология и иммунология. 2016: 17 (1): 44–5.

15. Kispaev Т.А. Peculiarities of Motion Activity of Students of Various Educational Institutions in Karaganda. Allergy, Asthma& Immunophysiology: from basic science to clinical management. Bologna; 2013: 157–9.

16. Киспаев Т.А. Двигательная активность учащихся образовательных учреждений г. Караганды. Медицина и экология. 2012; 4: 149–50.

17. Киспаев Т.А., Рамашов Н.Р. Здоровьесберегающая направленность физического воспитания в образовательных учреждениях Центрального Казахстана. Олимпийский спорт и спорт для всех: М-алы XIX международ. науч. конгресса (6–9 октября 2015 г.). Ереван, 2015: 519–23.

18. Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения. М-алы 3-го Всеросс. конгресса с межд. участ. по школьной и университетской медицине (25–27 февраля 2012 г., Москва). Под ред. чл-корр. РАМН, проф. В.Р. Кучмы. М.: Изд. НЦЗД и РАМН, 2012.

19. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: НЦЗД РАМН; 2009.

20. Kispaev Т.А. The physiological and hygienic substantiation of professional-and-applied physical training aims and techniques in the formation of occupational fitness. Allergy, Asthma & Immunophysiology: recent advances in understanding and management. Bologna; 2015: 123–5.

21. Карцев И.Д., Халдеева Л.Ф., Павлович К.Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. М.: Медицина, 1977.

22. Киспаев Т.А. Профессиографирование как метод анализа трудовой деятельности в сфере физического воспитания профессиональной направленности. Вестник физической культуры. Алматы, 2010; 3: 11–6.

23. Киспаев Т.А. Обоснование задач и средств ППФП учащихся профессиональных лицеев угольной промышленности на современном этапе. Вестник КазНПУ им. Абая. Серия «Педагогические науки». Алматы, 2010; 3 (27): 69–71.

24. Киспаев Т.А., Соколов Д.А. Активное формирование профессиональной пригодности подростков средствами физического воспитания профессионально-прикладной направленности в учреждениях технического и профессионального образования. Мед. труда и пром. экол. 2017; 9: 89.

25. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Сахаров В.Г., Павлович К.Э. Информационное обеспечение медицинской и психофизиологической профессиональной ориентации подростков. Медико-социальные проблемы воспитания: Монография. М.: Изд-во «Педиатр», 2014. Гл. 9: 191–230.

26. Киспаев Т.А. Роль медико-профилактических мероприятий в здоровьесберегающих технологиях обучения образовательных учреждений. Наука и образование в современном мире: М-алы межд. научно-практ. конф. Караганда, 2013; 5: 201–5.


Рецензия

Для цитирования:


Киспаев Т.А., Хамитов Т.Н. Физиолого-гигиеническое обоснование здоровьесберегающих технологий в учреждениях технического и профессионального образования. Медицина труда и промышленная экология. 2018;(8):31-37. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2018-8-31-37

For citation:


Kispaev T.A., Khamitov T.N. Physiologic and hygienic basis of health-saving technologies in technical and professional educational institutions. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2018;(8):31-37. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2018-8-31-37

Просмотров: 522


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1026-9428 (Print)
ISSN 2618-8945 (Online)