Физиолого-гигиеническое обоснование здоровьесберегающих технологий в учреждениях технического и профессионального образования
https://doi.org/10.31089/1026-9428-2018-8-31-37
Аннотация
В статье проведен анализ научно-методической литературы и собственные исследования по изучению здоровьесберегающих технологий (ЗСТ) в образовательных учреждениях (ОУ), в том числе и в учреждениях технического и профессионального образования (ТиПО). Дано физиолого-гигиеническое обоснование ЗСТ в ТиПО, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся в профессиональных технических колледжах (ПТК) где они осваивают массовые профессии и активное формирование профессиональной пригодности.
Об авторах
Т. А. КиспаевКазахстан
Киспаев Тохтар Атамбаевич, кандидат медицинских наук, профессор кафедры Теории и методики физической культуры и спортивной подготовки
ул. Университетская, 28, Караганда, 100028
Т. Н. Хамитов
Казахстан
Хамитов Тулеген Нургалиевич, кандидат медицинских наук, директор
ул. Мустафина, 15, Караганда, 100017Список литературы
1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медицинские и социальные аспекты современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей. М.: ГОТАР. Медиа; 2007.
2. Медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста. Под ред. В.Р. Кучмы., Л.М. Сухаревой. М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН; 2004.
3. Шубочкина Е.И. Гигиенические проблемы профессионального обучения подростков в условиях реформирования системы начального профессионального образования. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (1904–1954– 2004). М.: Издательский дом «Династия», 2006: 288–96.
4. Киспаев Т.А. Научные основы профессионально-прикладной физической подготовки обучающихся в техническом и профессиональном образовании: Монография. Караганда: Изд-во КарГУ, 2014.
5. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Учеб. пособие. Б.X. Ланда. М.: Советский спорт, 2005.
6. Киспаев Т.А. Здоровьесберегающие технологии в учреждениях технического и профессионального образования при освоении подростками массовых профессий. Мед. труда и пром. экол. 2015; 9: 68–9.
7. Баранов А.А, Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2008.
8. Кучма В.Р., Соколова С.Б., Рапопорт И.К., Макарова А.Ю. Организация профилактической работы в образовательных учреждениях: проблемы и пути решения. Гигиена и сан. 2015; 1: 5–8.
9. Баранов А.А., Щеплыгина Л.А., Ямпольская Ю.А. и др. Биологические особенности подросткового возраста. Проблемы подросткового возраста. Избранные главы. М.; 2003: 5–53.
10. Подросток: Физиолого-гигиенические и психосоциальные основы обучения и воспитания. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Павлович К.Э. М.: МИОО, 2004.
11. Киспаев Т.А. Модель профессионального центра «образование и здоровье». Гигиена детей и подростков: история и современность (проблемы и пути решения). М-алы Всероссийской научн.-практ. конф. с межд. участием. М.; 2009: 210–1.
12. Баранов А.А., Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. и др. Состояние здоровья современных подростков. Медико-социальные проблемы воспитания: Монография. М.: Изд-во «Педиатр»; 2014; Гл. 1: 15–21.
13. Куинджи Н.Н., Зорина И.Г. Опыт применения социально-гигиенического мониторинга в гигиене детей и подростков. Гигиена и санитария. 2012. 4: 53–7.
14. Киспаев Т.А. Из опыта работы школ Караганды по организации здоровьсберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений. Аллергология и иммунология. 2016: 17 (1): 44–5.
15. Kispaev Т.А. Peculiarities of Motion Activity of Students of Various Educational Institutions in Karaganda. Allergy, Asthma& Immunophysiology: from basic science to clinical management. Bologna; 2013: 157–9.
16. Киспаев Т.А. Двигательная активность учащихся образовательных учреждений г. Караганды. Медицина и экология. 2012; 4: 149–50.
17. Киспаев Т.А., Рамашов Н.Р. Здоровьесберегающая направленность физического воспитания в образовательных учреждениях Центрального Казахстана. Олимпийский спорт и спорт для всех: М-алы XIX международ. науч. конгресса (6–9 октября 2015 г.). Ереван, 2015: 519–23.
18. Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения. М-алы 3-го Всеросс. конгресса с межд. участ. по школьной и университетской медицине (25–27 февраля 2012 г., Москва). Под ред. чл-корр. РАМН, проф. В.Р. Кучмы. М.: Изд. НЦЗД и РАМН, 2012.
19. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: НЦЗД РАМН; 2009.
20. Kispaev Т.А. The physiological and hygienic substantiation of professional-and-applied physical training aims and techniques in the formation of occupational fitness. Allergy, Asthma & Immunophysiology: recent advances in understanding and management. Bologna; 2015: 123–5.
21. Карцев И.Д., Халдеева Л.Ф., Павлович К.Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. М.: Медицина, 1977.
22. Киспаев Т.А. Профессиографирование как метод анализа трудовой деятельности в сфере физического воспитания профессиональной направленности. Вестник физической культуры. Алматы, 2010; 3: 11–6.
23. Киспаев Т.А. Обоснование задач и средств ППФП учащихся профессиональных лицеев угольной промышленности на современном этапе. Вестник КазНПУ им. Абая. Серия «Педагогические науки». Алматы, 2010; 3 (27): 69–71.
24. Киспаев Т.А., Соколов Д.А. Активное формирование профессиональной пригодности подростков средствами физического воспитания профессионально-прикладной направленности в учреждениях технического и профессионального образования. Мед. труда и пром. экол. 2017; 9: 89.
25. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Сахаров В.Г., Павлович К.Э. Информационное обеспечение медицинской и психофизиологической профессиональной ориентации подростков. Медико-социальные проблемы воспитания: Монография. М.: Изд-во «Педиатр», 2014. Гл. 9: 191–230.
26. Киспаев Т.А. Роль медико-профилактических мероприятий в здоровьесберегающих технологиях обучения образовательных учреждений. Наука и образование в современном мире: М-алы межд. научно-практ. конф. Караганда, 2013; 5: 201–5.
Рецензия
Для цитирования:
Киспаев Т.А., Хамитов Т.Н. Физиолого-гигиеническое обоснование здоровьесберегающих технологий в учреждениях технического и профессионального образования. Медицина труда и промышленная экология. 2018;(8):31-37. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2018-8-31-37
For citation:
Kispaev T.A., Khamitov T.N. Physiologic and hygienic basis of health-saving technologies in technical and professional educational institutions. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. 2018;(8):31-37. (In Russ.) https://doi.org/10.31089/1026-9428-2018-8-31-37